Эффект социальной фасилитации

Наличие зрителей по-разному влияет на успехи в зависимости от личных особенностей человека и его опыта. Для кого-то выступать на публике — это настоящий кошмар. Возникает тысяча опасений, повышенная тревожность, страх сделать что-то не так и наткнуться на осуждение со стороны. В итоге и результаты действительно становятся хуже, чем те, которые обычно были ранее, без зрителей.

Для других же людей публика, наоборот, помогает достичь лучших результатов. Они стремятся доказать и показать наблюдателям все, на что способны. Именно второй вариант развития события — социальная фасилитация. Но что же влияет на такую разную реакцию людей на одну и ту же ситуацию — выступление в присутствии других? В статье постараемся разобраться в принципах работы эффекта наблюдателя и в том, как его можно использовать в обычной жизни, чтобы добиться лучших достижений.

Почему это важно?

Эффект социальной фасилитации или наблюдателя — ситуация, при которой человек показывает лучшие результаты в присутствии кого-то другого. Сразу стоит отметить, что это работает не всегда и не у всех. Важно соблюдение определенных условий. Сама фасилитация подразумевает совместную работу над одной и той же задачей или проектом. Термин пришел из английского языка и дословно может переводиться, как «облегчать» или «облегчение». Получается, что эффект социальной фасилитации — это общественное облегчение выполнения той или иной работы.

Историческая справка открытия эффекта наблюдателя

История эффекта наблюдателя берет свое начало еще в конце 19 века. Психолог Н. Триплетт, будучи фанатом велосипедных гонок, заметил интересную закономерность. Спортсмены, которые соревновались одновременно друг с другом (совместный заезд) показывали лучшие результаты скорости, чем те, которых контролировал только секундомер или судьи. Триплетт предположил, что присутствие рядом других людей может оказывать положительный эффект на производительность, мотивацию или работоспособность.

Далее ученый провел эксперимент с детьми. Он предложил ребятам сыграть в игру — намотать леску на рыболовную катушку с самой высокой скоростью, на которую они только способны. Участников психолог разделил на две группы. Дети из первой группы занимались накручиванием лески самостоятельно, рядом никого не было. А для оценки скорости использовался только секундомер. Дети из второй группы сдавали «норматив» коллективно, находились рядом друг с другом и также замерялись секундомером.

Результат подтвердил теорию Триплетт об эффекте наблюдателя. Ребята из второй группы в среднем демонстрировали лучшие показатели скорости. Более того, проводился похожий эксперимент, в котором участники вообще не должны были соревноваться (секундомер замерял втайне). Социальная фасилитация также подтвердилась. Так появилось понимание явления социальной фасилитации, которую позже исследовали многие ученые из области психологии и социологии.

Преимущества для наших студентов:

  • Актуальный опыт
    Преподаватели института — практикующие психологи.
    Это специалисты со стажем в частной практике и научной деятельности более 10 лет.
  • Понятная структура
    Курсы состоят из тематических модулей для полного погружения в материал.
    Фундамент наших образовательных программ — мощное практическое содержание.
  • Инновационный, комплексный и интегративный подход к ментальному и физическому здоровью человека
    Помимо базовых практических психологических методик, в обучающие программы включены модули по современным технологиям работы с людьми: телесная терапия, кинезиология, остеопрактика.
  • Документы гос. образца
    Институт имеет образовательную лицензию.
    При успешном прохождении курса ученики получают документы государственного образца: сертификаты, удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке, в зависимости от выбранной программы.
  • Внутренняя рассрочка от Института
    Условия уточняйте у администратора по телефону.

Почему это работает?

Несмотря на то, что Триплетт и многие другие исследователи подчеркивали именно положительную роль социальной фасилитации, под ней принято понимать не только улучшение показателей. Эффект наблюдателя в целом «говорит» о каком-то влиянии человека или группы людей рядом во время выполнения конкретной задачи. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Все зависит от изначальных данных и условий. Для положительного эффекта важна уверенность участника в своих силах, относительная простота задачи, знание дела, опыт, отсутствие негативного отношения к наблюдателю и некоторые другие аспекты. Если же человек находится под некомфортным давлением, ощущает себя хуже остальных участников, судей, зрителей, совсем не знаком с тем, что требуется сделать, высока вероятность обратного эффекта.

В целом, считается, что эффект социальной фасилитации просто усиливает то, что уже доминирует в поведении и самоощущении у человека в определенной ситуации. Если обычно у него возникают проблемы, то наблюдение их только усилят. Если обычно уверен в себе, то социальная фасилитация сделает его еще более способным.

Пример позитивного влияния эффекта социальной фасилитации

Точный механизм работы социальной фасилитации проще всего понять на реальном примере: человек в поиске работы проходит тестовое задание. Его суть очень хорошо знакома, так как личность имеет большой опыт в данной области. Соискатель выполнял подобные задачи множество раз, точно знает алгоритм действий, достаточно уверен в себе, хоть и переживает из-за поиска работы. Напротив сидит HR-специалист и смотрит, как соискатель справится с заданием. Это наблюдательный элемент социальной фасилитиации.

Как будет воздействовать нахождение рядом другого человека (причем важного, поскольку определяет, будет ли соискатель нанят на работу или нет). При положительном влиянии социальной фасилитации происходит следующее:
  • подъем энергии;
  • сосредоточенность;
  • мотивация;
  • возбуждение ЦНС;
  • желание продемонстрировать все свои способности;
  • «прояснение» мыслительного процесса.
Получается, что социальная фасилитация усилила то, что и так уже имел делать человек, благодаря эффекту наблюдателя (в данном случае HR-специалиста). Интересно, что подобным образом может работать собеседование сразу нескольких кандидатов в одной комнате. Но только если изначально выполнены условия позитивной социальной фасилитации.

Пример негативного воздействия эффекта социальной фасилитации

Та же самая ситуация с собеседованием может пойти совершенно по другому сценарию. Например, HR-менеджер просит выполнить задачу, с которой вы знакомы, но не имеете достаточно практического опыта. Также предоставляется строго ограниченное время. HR-специалист остается в качестве наблюдателя. Что происходит теперь:

  • неуверенность в своих силах;
  • спутанность мыслей;
  • страхи;
  • тревожность;
  • повышенный стресс;
  • возбужденность ЦНС, но вплоть до постоянного отвлечения от главной задачи.
Так проявляется негативная сторона социальной фасилитации. Она усилила то, что уже было внутри соискателя работы: неуверенность в себе, неопытность, страхи и тревожность. Сложно сказать, справился бы человек из примера с нестандартной задачей самостоятельно, без эффекта наблюдения. Но такая вероятность точно есть. А вот в присутствии «зрителя» она значительно снижается из-за дополнительного давления.

Виды социальной фасилитации

1. Эффект наблюдающей аудитории

Со временем исследований социальной фасилитации становилось все больше. Теорию Триплетта дополнили тем, что влияние наблюдателя может быть не только положительным, но и отрицательным. Подтвердилась зависимость между условиями, в которые происходит фасилитация, и ее результатами. Было определено, что при изначально недостаточном опыте, психологических проблемах, страхе или плохом отношении к «зрителю» усилится именно отрицательный показатель. 
Появилось несколько видов социальной фасилитации. Один из самых распространенных — эффект наблюдающей аудитории. Понять механизм лучше на примере из реального эксперимента 20 века. Ученые отобрали группу тараканов и дали им две задачи:
  1. Пробежать на свет через прямую «трубку». Это являлось простой задачей, которую тараканы хорошо понимали и уже умели выполнять.
  2. Найти выход через лабиринт с препятствиями. Это уже сложная задача, требует больших усилий. Тараканы не имели подобного опыта ранее.
В ходе выполнения и простой, и сложной задачи тараканы либо оставались наедине с собой, либо работали при аудитории зрителей (другая группа тараканов за прозрачным стеклом, испытуемые их замечали).

Результаты подтвердили теорию о возможности социальной фасилитации приводить и к положительным, и к негативным изменениям. Но главное — наличие зрительской аудитории, то есть людей (или в данном случае тараканов) точно влияет на успешность выполнения задания. Так, насекомые действительно лучше справлялись с тем, чтобы добежать до света через туннель. При зрителях за стеклом они делали это в среднем быстрее, чем, когда оставались одни. И наоборот, со сложной задачей пройти через лабиринт почти все тараканы справились медленнее и хуже, больше ошибались в присутствии «зрителей».

Этот эксперимент сегодня многие критикуют, так как неравноценно сравнивать процессы в организме таракана с человеческим. Действительно, разница между нами и насекомыми колоссальная. Однако позже было проведено еще множество экспериментов уже с людьми, которые из раза в раз демонстрировали ту же корреляцию. Только в России уже в 21 веке было проведено около 250 таких исследований.

2. Эффект опасения оценки со стороны

Интерес к социальной фасилитации и механизму ее работы продолжал расти. Острым становился вопрос о том, что конкретно влияет на человеческую психику: само нахождение кого-то рядом, присутствие или вероятность оценки со стороны. Был выделен отдельный эффект, подтип социальной фасилитации — эффект опасения оценки. Он заключается в следующем: если наблюдатель предполагает выставление оценку, фасилитация будет выражаться ярче, чем, если это сторонний зритель. Это можно логично объяснить тем, что «судья» вызывает большее психологическое напряжение, будоражит ЦНС и заставляет человека активизировать максимум своих возможностей. Или, наоборот, пугает настолько сильно, что вызывает негативный эффект (личность слишком сильно станет волноваться и забудет даже то, что прекрасно знала). В любой случае, работает частный случай социальной фасилитации — эффект опасения оценки.

3. Теория «Конфликт внимания»

Эта теория очень хорошо объясняет, почему в простых задачах социальная фасилитация работает на благо, а в сложных, наоборот, только мешает. Дело в том, как распределяется наше внимание при наличии зрителей.

Когда человек остается один и выполняет работу самостоятельно, все его внимание, как правило, сосредоточено только на деле. Если это сложная задача, то эффективность возрастает. Если простая, может снижаться из-за монотонности, скуки и пр. Когда же на человеку смотрит кто-то (особенно, если этот кто-то очень важный и выставляет оценки), внимание рассеивается. Оно концентрируется уже не только на задаче, но и на том, чтобы оценить, как на личность смотрит аудитория, какую реакцию выражает, как себя лучше подать и т.д.

При выполнении сложного, непонятного дела это мешает сфокусироваться, поэтому результаты обычно хуже. При выполнении чего-то привычного, наоборот, бодрит и заставляет мобилизовать свои навыки и знания.

Где и как использовать эффект социальной фасилитации

  1. Использование общества в работе или учебе. Различные профессиональные или учебные группы очень помогают эффективнее справляться с задачами. Например, можно настроить присутствие не личное и буквальное, а через социальные сети и мессенджеры. Это поможет держать общий темп, соответствовать графику и тому, что делают остальные участники. К тому же нахождение в «компьюните» обеспечивает поддержку, которая так важна в процессе обучения или работы.
  2. Совместное отслеживание прогресса даже по разным задачам. Взаимное усилие можно прикладывать не только в рамках единого дела, но и по-отдельности. Например, вы делитесь прогрессом касательно занятий спорта, а другой человек относительно обучения на курсах. Совместный процесс увеличивает мотивацию, заряжает энергией.
  3. Попробовать работать в общественных местах. Например, в специально оборудованных коворкингах или кофейнях. Там вы будете находиться в среде наблюдателей, которые не станут мешать.
Есть вопросы?
VK
Phone
WhatsApp