Психологическая готовность к выбору профессии

В жизни каждого человека наступает момент, когда нужно выбрать будущую профессию. Обычно это происходит в 9 или 11 классах, перед выпуском из школы. Становится острым вопрос карьерного будущего. Для бывших школьников задача часто оказывается не по силам. Все потому, что большинство из подростков психологически не готовы принимать настолько важные, ответственные решения. Им не хватает различных аспектов ментальной сформированности и в силу возраста, и в силу недостаточного жизненного опыта. Действительно, в 16 — 18 лет сложно понять, в чем «призвание». Хотя первостепенно нужно определиться с тем, что никакого «призвания» на всю жизнь не существует. Это тоже часть психологической подготовки к выбору профессии.

Что такое психологическая готовность?

Под этим термином в науке понимается определенный уровень ментальной сформированности человека: особенности его личности, целенаправленность, умение управлять эмоциями и так далее. В контексте выбора профессии психологическая готовность — это способность принимать здравое решение на основании внешних и внутренних факторов, условий и прочих нюансов. Не взвешенное решение — это признак инфантилизма, недостаточной подготовленности личности. Психологически подготовленный человек имеет устойчивое, стабильное состояние личности, эмоционально уравновешен.

Из чего состоит психологическая готовность к выбору профессии

Существует несколько мнений на счет того, какими качествами и навыками должен обладать человек, чтобы суметь правильно выбрать будущую профессию. Основные из них:
  • умение планировать, навыки личного тайм-менеджмента. Перед тем, как выбирать профессию, личность должна научиться распоряжаться и понимать собственное время. Это будет полезно и в любой будущей карьере. Хороший тайм-менеджмент помогает развивать профессиональные навыки, достигать поставленных целей, продвигаться по службе. При этом навыки планирования — прямое отражение психологическое зрелости человека. Инфантильная личность не сможет корректно распоряжаться временем, из-за чего страдает трудовая сфера;
  • самостоятельность и автономность в принятии решений, выполнении разных задач. В контексте выбора профессии здесь важно, чтобы человек мог независимо от других определиться с дальнейшим путем. Например, должно отсутствовать влияние родителей или друзей, как это часто бывает у несформированных психологически личностей. На них давят ожидания общества, советы, осуждение и так далее. В итоге решение принимается не самой личностью, а окружающими людьми. Как итог, через время появляется понимание, что профессия оказалась «не той»;
  • уровень информированности. Чем больше человек знает о существующих профессиях, тем лучше он сможет проанализировать собственные возможности, желания, перспективы в том или ином карьерном направлении. Это тоже связано с психологической подготовленностью;
  • особенности эмоционального отношения к выбору профессионального пути. С одной стороны взвешенное решение должно приниматься в отрыве от чувств. С другой же стороны эмоционально человеку все-таки важно быть вовлеченным в процесс, так как играет важную роль личное отношение к той или иной специальности. Психологически зрелая личность должна найти баланс между отсутствием и слишком сильной эмоциональной реакцией.
Получается, что человек готов прийти к выбору будущей или новой профессии, если он обладает следующими качествами.

Преимущества для наших студентов:

  • Актуальный опыт
    Преподаватели института — практикующие психологи.
    Это специалисты со стажем в частной практике и научной деятельности более 10 лет.
  • Понятная структура
    Курсы состоят из тематических модулей для полного погружения в материал.
    Фундамент наших образовательных программ — мощное практическое содержание.
  • Инновационный, комплексный и интегративный подход к ментальному и физическому здоровью человека
    Помимо базовых практических психологических методик, в обучающие программы включены модули по современным технологиям работы с людьми: телесная терапия, кинезиология, остеопрактика.
  • Документы гос. образца
    Институт имеет образовательную лицензию.
    При успешном прохождении курса ученики получают документы государственного образца: сертификаты, удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке, в зависимости от выбранной программы.
  • Внутренняя рассрочка от Института
    Условия уточняйте у администратора по телефону.

Качества психологически зрелого человека:

  1. Самостоятельность в принятии решений и выполнении важных задач.
  2. Независимость от мнения окружающих людей, включая самых близких или авторитетных.
  3. Способность качественно планировать, составлять задачи, ставить цели, искать оптимальные пути их достижения.
  4. Навыки самостоятельного поиска и обработки информации перед тем, как принимать любые решения.
  5. Эмоциональная устойчивость, стабильность. Это качество в целом определяет психологически зрелого человека. Касательно выбора специальности говорит о том, что личность не должна быть слишком переменчивой в своем отношении к профессии. Важен единый эмоциональный отклик, а не «сегодня я хочу быть врачом, а завтра — учителем».
  6. Нормальная саморегуляция. Качество также связанное с эмоциональностью и умением ее контролировать. Важный навык для любого психологически зрелого человека.
  7. Гибкое мышление. Чтобы суметь выбрать «ту самую» профессию, следует развивать в себе умственную адаптивность — способность рассматривать одну и ту же ситуацию с разных сторон и точек зрения. Так можно объективнее оценить плюсы и минусы специальности, ее востребованность, а не основываться только на своем интересе.
  8. Навыки разрешения конфликтов «мирными» способами. Только психологически зрелый человек может разобраться с недопониманием, ссорой экологичным способом. Это показывает его уравновешенность, эмоциональную стабильность в стрессовых ситуациях. Поскольку выбор профессии сам по себе является фактором стресса, навык будет очень полезен.

Человек, который еще не готов выбрать, кем быть в будущем

Нередко, причем не только среди подростков, встречаются ситуации, когда человеку просто рано принимать такое серьезное решение. Гораздо лучше повременить, разобраться в себе, заняться чем-то другим. Как вариант: взять перерыв между окончанием школы и поступлением в Вуз или колледж. Один-два года можно посвятить «поискам себя», при этом работая там, где специальность и диплом не нужны. Например, устроиться в сферу обслуживания или уйти в «фриланс». Параллельно с этим познавать себя и окружающий мир, включая то, какие профессии существуют. Дополнительно можно проходить бесплатные или недорогие курсы, обучающие программы, читать соответствующую литературу. Делать все, чтобы приблизиться к тем самым «маркерам» психологической подготовленности к выбору профессии.
Показатели недостаточной ментальной подготовленности к профориентации:
  • эмоциональная нестабильность;
  • сложности даже с принятием обыденных решений;
  • несамостоятельность;
  • плохое знание самого себя: интересов, возможностей;
  • недостаточная информированность по поводу профессий;
  • понимание о специальностях сформировано исключительно на поп-культуре: книгах, сериалах, фильмах и т.д.;
  • ориентация при выборе исключительно на финансовые показатели работы. Это не должно быть основной целью;
  • неумение сопоставить требования профессиональной деятельности и собственные возможности.
Во всех перечисленных показателях заметна психологическая незрелость, позиция «ребенка», чрезмерный инфантилизм. Не стоит спешить и подавать документы в Вуз или учреждение СПО, только чтобы «куда-то поступить». Как уже говорилось, лучше заняться собой и своим психологическим состоянием. А чтобы не терять год впустую, найти временную работу и для заработка денег, и для получения ценного жизненного опыта.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Чтобы подготовиться к выбору профессии, важно понимать, на чем он может и должен основываться. С одной стороны есть факторы, которые воздействуют сами собой. Это окружающая среда, социум, близкие люди, политическая и экономическая обстановка в стране и некоторые другие. С другой стороны факторы, которые нужно учитывать самостоятельно. Именно принятие их во внимание — один из ярких показателей сформированной психологически личности. Эти условия можно разделить на внешние и внутренние:

Внешние факторы:

  1. Востребованность конкретных профессий на рынке труда. Чем выше интерес и потребность в квалифицированных кадрах, тем лучше. Это означает, что вы всегда сможете найти хорошее место. Хотя востребованность и не всегда связана с высоким заработком. Например, медсестры, определенно, очень нужные специалисты, однако их уровень заработка невысок. Поэтому нюансы дохода нужно рассматривать отдельно.
  2. Престижность. Для многих людей важна репутация, которую дает принадлежность к определенной специальности. Например, быть врачом или психологом в современном мире престижно по мнению общественности. Некоторые же профессии такой статус не предполагают, иногда даже наоборот — воспринимаются окружающими со скепсисом. Психологически зрелый человек сам способен решить, что ему важнее личный интерес к менее престижной работе или «статусность». Хорошо, когда оба этих фактора совпадают.
  3. Возможности карьерного роста. Еще один важный фактор — это то, какие профессиональные перспективы могут ожидать в будущем. На это влияет и востребованность на рынке труда, и социальные тенденции, и технологические изменения. Чем больше возможностей, тем лучше. Хотя некоторые люди больше ценят стабильность, они не стремятся к активному карьерному росту. Тут снова зависит от личных предпочтений и понимания своих желаний — психологической зрелости.
  4. Отношение социума и ближнего круга. Даже при самой высокой степени автономности на человека все равно влияет общество. Тем более в таком социальном конструкте как профессиональная деятельность. Вопрос только в том, насколько сильно и каким конкретно образом. Например, семья нередко навязывает свои представления о «хорошей» работе, а иногда прямо заставляет продолжить родственное дело. Психологически зрелый человек сумеет «противостоять» давлению социума и сделать выбор, основываясь в большей степени на своих предпочтениях, а не чужих.
  5. Уровень дохода. Один из самых важных внешних факторов выбора профессии. Естественно, что все стремятся к наибольшему заработку. Из-за этого возможна дилемма, что важнее: крупные суммы оклада или личный интерес? Хорошо, если выбранная сфера закрывает обе потребности в одинаковой мере, иначе придется искать компромисс.

Внутренние факторы:

  1. Личные интересы. Чтобы определиться со специальностью, нужно четко понимать свои предпочтения. Чем вы хотите заниматься на постоянной основе, что вызывает неподдельный интерес и мотивацию? Если работа основана только на желании заработать деньги или престиж, вряд ли получится заниматься ей долгое время. Постепенно угаснет желание и мотивация, возможно профессиональное выгорание.
  2. Мотивы и их «закрытие» профессиональной деятельностью. Необходимо понять, какие ценностные ориентиры движут при выборе профессии. Это сферы, потребности, мотивы, которые оказываются наиболее важными.
  3. Способности и возможности человека. Не только интересы и желания важны во время принятия такого серьезного решения. Чтобы не ошибиться, нужно опираться еще и на свои сильные и слабые стороны, развитые навыки, предрасположенность к видам деятельности. Также нужно учитывать физические и психические особенности. У каждой профессии есть свои «требования», например, к уровню спортивной подготовки у сотрудников МЧС или степени эмпатии у людей «помогающих» профессий.
Секрет психологической подготовленности к выбору профессии в том, чтобы найти идеальный баланс между внешними и внутренними факторами. Важно одновременно учитывать и нюансы на рынке труда, в обществе, и личные предпочтения, возможности, способности.
Есть вопросы?
VK
Phone
WhatsApp