Для чего нужна психология личности

Современная психология имеет множество разветвлений, разделов и подтипов. Один из основных – личностная психология (или психология личности). Она считается базисом изучения человека. Личностная психология рассматривает индивидуальные процессы каждого отдельного человека. Она ищет то самое внутреннее «Я», которое дает ответы почти на все волнующие вопросы в жизни. Этот раздел психологии помогает найти настоящего себя, свои интересы и истинные желания.

Что такое личностная психология?

Психология личности – это общепринятый раздел психологии. Главная цель – изучить личность конкретного человека и его индивидуальные особенности. Психология личности может использоваться в разных ситуациях. Чаще всего, она необходима для поиска «настоящего себя», то есть своих особенностей. А понимание и принятие себя – это шаг на пути к изменению в лучшую сторону: выявление сильных и слабых качеств, поиск истинных желаний и многое другое.

Объект изучения личностной психологии – личность. Под ней подразумевается набор индивидуальных качеств, которые характеризуют человека. Они могут быть самыми разнообразными, например:

  • темперамент;
  • привычки;
  • навыки;
  • качества характера;
  • способности;
  • интересы и многое другое.
Далеко не каждый современный человек сможет ответить себе на вопрос о том, кто же он? Обычно, говорят что-то вроде «сын», «врач», «девушка» или «мать». Все это социальные конструкты, которые почти не соответствуют пониманию личности. С этой проблемой и работает личностная психология.


Сегодня почти все стремятся быть самостоятельными и автономными, независимыми ни от кого другого. И если с материальной точки зрения это часто получается, то вот с личностной – нет. Тем, кто хочет автономии от социума, необходимо познакомиться, понять и признать свое внутреннее «Я». В этом смысле, самостоятельная личность должна:

  • четко осознавать свои потребности, включая кажущиеся неприятными;
  • брать полную ответственность за свои поступки и те аспекты жизни, на которые можно повлиять;
  • удовлетворять собственные потребности, а не подавлять их;
  • прислушиваться к собственным желаниям в конкретный момент.
Принятие своей личности во всех ее проявлениях и не игнорирование потребностей приводит к снижению уровню стресса, умиротворению и меньшей тревожности. Личностный психолог помогает клиенту познакомиться с некоторыми, порой, удивительными чертами его характера, осознать их и принять.

Становление личности

Личность – это совокупность качеств человека. И логично, что они включают как хорошие моменты, так и плохие. Откуда берутся эти негативные установки, интересы и даже желания? И что с ними делать, если принять совсем не получается? Личностная психология помогает разобраться с первопричинами того или иного поведения. Для этого приходится рассмотреть этапы развития личности и определить, когда и что пошло не так.


В современной психологии существует несколько теорий этапов развития личности. Все они в чем-то схожи, но имеют различия. Сейчас разберем теорию Э. Эриксона, как одну из самых распространенных. По ней вся жизнь человека может быть разделена на семь основных этапов:

  1. Младенчество.
  2. Ранее детство.
  3. Дошкольный возраст.
  4. Школьный возраст.
  5. Подростковый возраст – Молодость.
  6. Зрелость.
  7. Старость.
Все семь стадий соответствуют возрастному периоду жизни человека. Развитие личности на каждом этапе развивается в социуме, при контакте сначала с «мамой-папой», а затем с многими другими людьми. По Э. Эриксону часто странные, отрицательные поведенческие или мыслительные установки взрослых людей идут из нестандартного развития на первых этапах жизни. Разберем общие черты этапов личностного развития.

1. Младенчество (первый год жизни)


В этот период ребенок только начинает знакомиться и привыкать к окружающему миру и первым знакомым людям. В младенчестве главное, что нужно ребенку – это много внимания и закрытие основных потребностей: тепла, еды, воды, чистоты и комфорта.

Если же какая-то потребность из этого не удовлетворяется, развивается «защитная реакция». Как правило, она проявляется в виде подозрительности, недоверию к окружающему миру. Во взрослом возрасте такой человек будет ко всему относиться со скепсисом, а внешний мир считать угрозой, от которой желательно скрыться.


2. Ранее детство (2 – 3 года)


Ребенок активно психически и физически развивается. В этот период возникает первая потребность в чувстве самостоятельности. Например, дети ползают, все трогают, хватают, пробуют на вкус, пытаются ходить и так далее. Во всех действиях наблюдается попытка познать самостоятельно этот мир. Начинается период «я сам», когда ребенок любое дело хочет выполнить самостоятельно без помощи взрослых.


Если запрещать, не давать ребенку самостоятельности, ругать или торопить, стремление «я сам» никуда не исчезает, но подавляется. В итоге, человек во взрослую жизнь принесет с собой нерешительность и страх проявления.


3. Дошкольный возраст (4 – 6 лет)

Период фантазирования, творческой деятельности. Именно в это время дети начинают активно рисовать, петь, что-то мастерить, придумывать и т.д. Даже игры дошкольников наполняются каким-то творческим смыслом.
Проблема возникает, если творчество ребенка осуждается, оскорбляется или просто игнорируется. В этот момент дошкольник подсознательно понимает, что проявление своих новых идей – путь к негативным ощущениям. Так вырастают люди, склонные скрывать или замалчивать свое творчество. Некоторые, вовсе перестают заниматься любимым делом, которое могло приносить много приятных моментов и достижений.


4. Школьный возраст (7 – 11 лет)

Период, который характеризуется развитием познавательного интереса ко всему вокруг. Школьник начинает понимать, какие сферы ему нравятся, а какие – не очень. Он может увлекаться каким-то занятием, пробовать много разного и совершенно нового. Сегодня он будет пробовать испечь свой первый торт, а завтра пойдет мастерить скамейку. Все это необходимая стадия для полноценного развития.

Негативный исход может быть, если родители (или другие старшие) запрещают заниматься тем, чем ребенок хочет. Или же обзывают это дело, говорят, что оно бессмысленно и все равно скоро надоест, баловством и так далее. Как итог, развивается чувство неполноценности, сомнений в своих собственных силах. Во взрослой жизни часто наблюдается неспособность или большие трудности с достижением целей.

5. Подростковый возраст (12 – 20 лет)

Стереотипно самый сложный период становления личности. И не зря. В возрасте 12 – 20 лет происходят основные физиологические изменения и изменение отношения к окружающему миру. Во-первых, подростков начинают волновать вопросы любви, семьи, романтических отношений и так далее. Во-вторых, они сталкиваются с переоценкой ценностей, несовместимости их с окружающим мироустройством, бунтуют. Возникают экзистенциальные вопросы: «Кто я?» «В чем смысл?» и «В чем моя личная роль?»
На то, каким и как подросток перейдет во взрослую жизнь, влияют предыдущие стадии развития и множество внешних факторов. Если все прошло успешно, подросток формируется во взрослого, самостоятельного и автономного человека. Если же возникали серьезные проблемы, могут проявиться «отрицательные» черты личности: нерешительность, страхи, экзистенциальные проблемы и многое другое.


6. Зрелость (20 – 60 лет)

Главная особенность зрелого возраста – это необходимость и возможность взять ответственность за свою жизнь. Вопрос только в том, насколько успешно это получится у человека? Также, тут строятся основные социальные контакты, включая создание семьи, решение о рождении ребенка, отношений с родственниками, действительно близкими друзьями и коллегами. Помимо ответственность за себя, многие в зрелом возрасте несут ответственность за других: дети, супруги, пожилые родители и т.д.


В этот период, как правило, и проявляются все те негативные установки и качества, которые формировались все 5 этапов становления личности. Может возникать следующее:

  • чувство неполноценности;
  • отстраненность;
  • проблемы в интимной сфере;
  • страхи проявления;
  • недоверие к миру и окружающим;
  • избегание социума и другое.
Все перечисленные проблемы личности – это следствие проблем развития на более ранних стадиях. В других случаях, последствия психологической травмы или заболевания.


7. Старость (60 и более лет)

Человек осознает прожитые года, оценивает успешность или, напротив, недостатки своих действий, поведений. В этот период часто наблюдается попытка внесения какого-то вклада в жизнь с целью оставить память о себе. Есть две основные конфликтные ситуации в старости. Первая – человек остается неудовлетворенным прожитой жизнью. Вторая – человек не может осознать свой возраст и положение, боится что-то не успеть.
Так, каждый этап развития личности очень важен для психологического анализа. Понимание истоков той или иной проблемы помогает принять ее и решить, что делать дальше.

Преимущества для наших студентов:

  • Актуальный опыт
    Преподаватели института — практикующие психологи.
    Это специалисты со стажем в частной практике и научной деятельности более 10 лет.
  • Понятная структура
    Курсы состоят из тематических модулей для полного погружения в материал.
    Фундамент наших образовательных программ — мощное практическое содержание.
  • Инновационный, комплексный и интегративный подход к ментальному и физическому здоровью человека
    Помимо базовых практических психологических методик, в обучающие программы включены модули по современным технологиям работы с людьми: телесная терапия, кинезиология, остеопрактика.
  • Документы гос. образца
    Институт имеет образовательную лицензию.
    При успешном прохождении курса ученики получают документы государственного образца: сертификаты, удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке, в зависимости от выбранной программы.
  • Внутренняя рассрочка от Института
    Условия уточняйте у администратора по телефону.

Зачем изучать личностную психологию?

Психология личности – очень интересный раздел психологии. Изучая и понимая соответствие между взрослыми проблемами и этапами развития личности, специалист определяет где, что и когда пошло не так. Поиск истоков способствует пониманию, как эту проблему устранить или сгладить, с чем именно нужно работать. Наш институт предлагает программу "Путь терапевта", где каждый желающий может научиться основам психоанализа или же "подтянуть" свои знания в психологии.
Проработанная личность является по-настоящему самостоятельной. С одной стороны, она хорошо взаимодействует с людьми и окружающим миром в целом. С другой стороны, прекрасно понимает себя, свои желания, интересы и не пытается их подавлять.
Принятие качеств, которые человеку самому не очень приятны, необходимо. Ведь в их основе лежит темперамент, который невозможно исправить. Зато можно контролировать и использовать особенности в свою пользу. Например, особенности холерика – это вспыльчивость и чрезмерная энергичность. В плохой ситуации превращаются в гнев или раздражительность. Но можно использовать и в «плюс»: в карьере, спорте, искусстве и т.д.
Изучение личностной психологии – это понимание, прежде всего, себя. Но вместе с тем и своего окружения. Гораздо более открытыми и логичными кажутся поступки близких людей, их истоки и последствия. Так можно будет проще налаживать социальный контакт, принимать особенности людей и выстраивать крепкие, эмоциональные связи.
Еще один важный плюс знания личностной психологии – это польза в воспитании детей. Для становления здоровой взрослой личности важно допускать как можно меньше ошибок на этапе воспитания этой личности (полностью избежать их, увы, не получится). Понимание всех этапов развития личности и потребностей на каждом из них позволит стать настоящей опорой и поддержкой для ребенка, позволяя ему развиваться в своем темпе.
Есть вопросы?
VK
Phone
WhatsApp