Когнитивно-поведенческая психология: методы и техники

Психологическая практика — эффективный инструмент помощи людям. Тем, кто страдает от различных проблем и нарушений морального характера. Одним из наиболее распространенных и успешных подходов в этом является КПП (когнитивно-поведенческая психология). В данной статье мы рассмотрим ее основные методы и техники. Их роль в достижении психологического благополучия и изменении неблагоприятных состояний.

Что представляет собой метод

ПКаждый имеет свое индивидуальное мышление и характерные только ему привычки. И формируются они на основе пережитых событий, травм и эмоций. Все, что окружает человека — это люди и предметы. Он понимает и чувствует все это согласно своим внутренним характеристикам. Это и называется “когнитивное восприятие”. А автоматическую реакцию в виде эмоций и чувств принято называть “когнициями”. Они могут быть как положительными и нейтральными, так и разрушительными.

И под влиянием своих деструктивных эмоций, клиент не может правильно оценивать происходящее. Он проявляет странные реакции и совершает непредсказуемые поступки. Те, что непонятны другим. Но считает их верными для конкретной ситуации. И это серьезно мешает жить.

Когнитивно-поведенческая психология (КПП) — одна из эффективных психологических методик. Она помогает понять причину реакций и действий клиента. Определить его разрушительные когниции. Разобраться в том, что за собой их повлекло. А также дает возможность направить все эти установки в правильное русло.

Каковы задачи подхода

Основная цель психолога — обучить клиента работать над его мышлением. И поменять отношения к происходящему вокруг. Чтобы это осуществить, клиенту предстоит:
  • Понять ситуацию, в которой ответ на раздражитель начинает мучить сознание, появляется навязчивая мысль, страх, депрессия и т.п.
  • Определить что послужило причиной таким неадекватным реакциям.
  • Нормализовать свой образ жизни. В частности больше высыпаться и отказаться от курения и алкоголя. Перестать перегружать себя и убрать из жизни все обстоятельства, которые влекут за собой негатив.
  • Научиться конструктивно мыслить и действовать в дальнейшем согласно новым установкам. Не убегать от проблемы, а справляться с ней и совместно с этим не позволять тревоге овладеть собой.
  • Перестать стыдиться своим слабостям (тревожности, фобиям и т.п.), не закрываться, а делиться мыслями с друзьями и близкими. И принимать их помощь с благодарностью.

В процессе сеанса психолог не предоставляет клиенту готовые решения, а только направляет его в правильное русло. Осуществляет он это при помощи вспомогательных вопросов. Тех, которые помогают разобраться и понять что мешает ему адекватно реагировать. И в качестве результата у клиента прорабатываются здоровые стереотипы.

Преимущества для наших студентов:

  • Актуальный опыт
    Преподаватели института — практикующие психологи.
    Это специалисты со стажем в частной практике и научной деятельности более 10 лет.
  • Понятная структура
    Курсы состоят из тематических модулей для полного погружения в материал.
    Фундамент наших образовательных программ — мощное практическое содержание.
  • Инновационный, комплексный и интегративный подход к ментальному и физическому здоровью человека
    Помимо базовых практических психологических методик, в обучающие программы включены модули по современным технологиям работы с людьми: телесная терапия, кинезиология, остеопрактика.
  • Документы гос. образца
    Институт имеет образовательную лицензию.
    При успешном прохождении курса ученики получают документы государственного образца: сертификаты, удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке, в зависимости от выбранной программы.
  • Внутренняя рассрочка от Института
    Условия уточняйте у администратора по телефону.

Другие цели КПП

  • Помочь клиенту изменить отношение к самому себе. Состояние клиента самоуничтожения и прочих мер бичевания, такие, как “я никому не нужен”, “ни на что не годен”, “беспомощен” и пр. необходимо сменить конструктивными мыслями: “я могу ошибаться как и все”, “я способен найти выход из плохой ситуации” и т.п.
  • Добиться чтобы клиент сам стал управлять своими установками. Т.е. самостоятельно заменять привычные деструктивные на позитивные и контролировать их.
  • Научить клиента самому видеть связи между его автоматическими мыслями и дальнейшими действиями. Выявлять свои схемы поведения, которые повторяются и являются следствием ошибочного восприятия.
  • Сформировать у клиента умение делать анализ всех когниций, которые “за” и “против”, в правильном русле обрабатывать поток информации из окружения.
  • Выработать навык без помощи специалиста принимать решения и менять ход своих мыслей. Настраиваться с отрицательных на положительные. Т.е. менять деструктивные когниции на более полезные. И конечно, закрепить это умение.

В каких ситуациях практика просто необходима

Психологи применяют методы КПП при таких ситуациях состояния клиентов, как:
  • Длительные депрессии;
  • Страхи;
  • Расстройства личности;
  • Панические атаки;
  • Повышенная тревожность;
  • Нарушения в процессе принятии пищи;
  • Вредные привычки;
  • Постоянные стрессы;
  • Агрессия, гневливость и другое асоциальное поведение;
  • Бессонница;
  • Присутствие некоторых психосоматических заболеваний (астма, гипертония, боли в голове и т.п.).
Методика предоставляет эффективный результат когда у клиента присутствуют трудности в общении и контакте с окружающими. А также если есть проблемы с супругом. Также подход КПП помогает повысить самооценку и победить лень.

Преимущества КПП

КПП предполагает комплексное воздействие на разрешение разного рода личностных проблем (и серьезных расстройств). Подход предоставляет заметный эффект, который охватывает все фронты жизни клиента.

После того, как курс будет завершен — человек буквально становится психологом самому себе. Он получает навыки в определении собственных ошибочных убеждений, анализа стереотипов, контроля эмоций и не позволяет себе утонуть в них. С таким подходом как КПП риск повторного проявления сводится к минимуму.
Однако, у методики есть и другие преимущества:
  • Высокая результативность, которая подтверждена исследованиями;
  • Краткосрочность практики (проблема решается всего за 10-20 сеансов);
  • Прочная научная основа (КПП строится базе на психологии, нейробиологии и др.);
  • Курс предполагает решение определенных задач (тех, которые оговариваются в начале);
  • Простой и ясный план действий (психолог обсуждает ход методики с клиентом и строго ему соответствует);
  • Клиент проявляет активные действия в процессе (не только получает новые знания, но и учится их применять).

Методы, техники и упражнения, которые поддерживает практика

В арсенале психологов по КПП присутствует большое количество разного рода подходов. Их цель — понять когнитивные деформации, сделать анализ момента их проявления и найти признаки деструктивного поведения. А также отыскать решение по их устранению. И конечно — выстроить с клиентом чреду правильных реакций.

О методах

  • Когнитивный подход. Эффективен, когда клиент уверен что его жизнь – сплошной негатив, а он сам считает себя неудачником. Психолог помогает ему воссоздать позитивный настрой к происходящему и жизни в целом. Научиться любить себя со всеми недостатками.
  • Реципрокная ингибиция. Это метод, при котором на смену отрицательным эмоциям и установкам предлагаются положительные.Т.е. можно подавить тревогу или фобию при помощи техники релаксации. Важно при устранении деструктивного паттерна обязательно заполнить образовавшееся место чем-то другим (более позитивным).
  • Рационально-эмоционально-поведенческая практика (РЭПТ). Подход предполагает, что клиент является заложником таких нерациональных установок как “должен” и “нужно”. И понимает происходящее вокруг с этой точки зрения. И как следствие — действует на их основе. РЭПТ позволяет поменять подобные алгоритмы мышления и учит рациональности.
  • Парадоксальная интенция. Предполагает подход, который помогает еще 1 раз прожить проблему. Но в процессе этого поменять свое поведение в положительном ключе.
  • Триада самоконтроля или “Стоп-кран”. Подобный метод применяется для психологической помощи в качестве срочного. Его проработка предполагается следующим образом: остановить мысль (которую важно удалить), расслабиться и представить что-то хорошее.
Распространенные техники
  • Заполнение пустоты. Позволяет понимать автоматические мысли. И те события, которые послужили поводом для плохих установок. Их психологи разделяют на 3 части:
  • События — основа;
  • Приход неосознанных мыслей, которые стали причиной пустоты;
  • Неправильная реакция и действия клиента.
При работе психолог задает вопросы и помогает заполнить “пустоту”, которую клиент не способен объяснить. И после того, как негативные мысли пойманы специалист приступает к их коррекции. Для этого он применяет методики реатрибуции, децентрализации, переформулирования, декатастрофизации и т.п.
  • Переформулировка. Применяется когда клиент уверен, что не способен контролировать свою проблему. К примеру, он — одинокий человек и думает, что никому не нужен и неинтересен. Психолог помогает сформулировать ситуацию иначе. Т.е. так, чтобы клиент изменил схему действий.
  • Декатастрофизация. Большая доля клиентов имеют склонность преувеличивать проблемы (т.е. катастрофизировать последствия плохих событий). К примеру, личности, которые страдают высокой тревожностью мучаются самомнением, что о них плохо думают знакомые и незнакомые люди. Такие клиенты постоянно напряжены и боятся получить в свой адрес критику, плохую оценку и сами сочиняют реакции посторонних. При ответе на вопрос психолога “Что будет, если? ” клиент начинает понимать как он ошибается в своих установках и как они нелепы. Он начинает видеть реальность и даже становится готов к вероятным неприятностям. И в последствии клиент принимает все не так близко к сердцу, как до сеанса.
  • Реатрибуция. Позволяет убрать неверную уверенность клиента в том, что причина событий в нем, конкретной персоне или обстоятельстве. При применении этой техники психолог проверяет действительность на соответствие всех фактов. Выявляет какие из них стали основой к подобному развитию событий. И в качестве результата клиент сам начинает понимать как ошибался.
  • Децентрализация. Люди с тревожными расстройствами и депрессиями часто думают, что все крутится вокруг них. Они присваивают события, которые их не касаются. И задача методики – сместить этот неправильный вектор.
  • Рефокусирование. Методика хороша, когда навязчивые мысли постоянно мучают клиента, он фиксирует их присутствие и старается понять к каким последствиям они могут привести. В рамках подхода предполагается, что человек старается переключиться на что-то иное. К примеру, на отчет, который важно доделать и сдать. В ситуации, когда серьезные дела отсутствуют, можно заняться чем-то отвлекающим. Важно зафиксировать этот момент. Чтобы при следующем приливе навязчивых мыслей было на что переместить фокус.
  • Применение метафор. Подобная методика помогает задействовать воображение. Здесь применяются притчи, цитаты, высказывания и т.п. Психолог объясняет клиенту его проблему образно и ярко, и более доступно для понимания.
  • Смена ролей. В этой методике психолог и клиент меняются местами. Второй, при игре в роли специалиста пытается убедить первого в том, что его мысли и установки неправильны. Так, он сам себе ответит почему у него неадекватные суждения и оценка происходящего.
  • Последовательное приближение. Чем крупнее цель клиента, тем больше к ней придется идти. Это приводит к испугу и мешает действовать. По рекомендациям психологов разрешить проблему становится легче, если разбить ее на несколько более мелких задач. Так, маленькие шаги помогают концентрироваться на ближайшем. А если отобразить план на бумаге — это усиливает успокаивающий эффект еще больше.
  • Принятие решений. Если клиента в этом вопросе мучает ступор, специалист предлагает ему простое упражнение. Т.е. необходимо поделить лист бумаги пополам и написать все варианты решения проблемы, их достоинства и недостатки. После посмотреть на каждый из пунктов и все дополнительно оценить. Так делать выбор становится проще.
Какие упражнения клиенты могут выполнять самостоятельно
  • Тактика мозгового штурма. Когда у клиента присутствует конкретная проблема — для ее решения необходимо взять лист бумаги и записать все вероятные возможности по ее решению. Следует писать все, что приходит в голову. Такой подход помогает переключиться с переживаний и побороть страх вероятных неудач. После клиенту необходимо сделать анализ записанных решений и оценить каждое на возможность применения. Из них следует выбрать самое подходящее. А если таких несколько, можно попробовать сделать из них комбинацию. Это упражнение помогает развить воображение и найти выход.
  • Разговор с собой. Важно проводить в уединении и в спокойном месте. Там, где ничто не будет отвлекать. Клиенту необходимо удобно расположиться, закрыть веки и постараться представить отражение в зеркале. С вниманием взглянуть на себя и подумать присутствует ли в теле дискомфорт, который ощущается. Фокус внимания важно направить на физические ощущения. Это поможет понять где присутствует источник неудобств. После клиенту следует мысленно обратиться к собственному отражению и сообщить ему то, что может помочь расслабиться, забыть о тревожности, повысит самооценку и поднимет настроение. Если ему удалось убедить своего собеседника (того, что в зеркале), отрицательные мысли и эмоции быстро уйдут. А если нет — упражнение необходимо повторить.
  • Просто “Улыбка”. Это достаточно элементарное упражнение. Клиенту важно каждое утро после того, как поднялся с кровати (и вечером перед сном) подходить к зеркалу и улыбнуться самому себе. Делать это важно в независимости от настроения, самочувствия и пр. А улыбаться важно не меньше 2-х минут.

Количество методов и техник для КПП настолько много, что для каждого случая обязательно найдется подходящий лично. Тот, что принесет необходимый эффект. А владеть основами КПП и понимать как выявить деструктивные мысли и установки полезно психологам любых ниш.

Итак, КПП помогает клиентам отыскать причины их проблем и неадекватных реакций. И конечно сформировать правильные установки. Те, что помогут жить дальше.
Есть вопросы?
VK
Phone
WhatsApp