Как устроен психологический тренинг, и что он дает?

При обучении психологии используется множество различных подходов. Но многие из них – это теоретические уроки, которые дают слабое представление о реальной межличностной коммуникации. Психологические тренинги – это особая форма урока, на котором больший упор делают на практической части психологии общения.

Что такое психологический тренинг?

Психологический тренинг – это вариант обучения психологическим аспектам, на котором основной упор делается в сторону межличностных отношений и коммуникации. Особенность этой формы – максимальное количество практических заданий. Чаще всего, такие тренинги проводятся в группе, чтобы тестировать и понимать психологические навыки сразу между собой. Есть варианты и индивидуальных занятий с психологом. В процессе применяются разные методики и приемы. Самый частый – изменение «роли», в которой происходит коммуникация.

Психологический тренинг может отличаться в зависимости от цели и специфики запроса. Обычно, он нацелен на осознание внутренних барьеров и особенностей характера, которые влияют на общение и социализацию. Работа с этими барьерами позволяет участникам «переступить через себя» и научиться правильной коммуникации с окружающим миром.

Этапы психотренингов

Главная особенность тренингов – это максимум практической пользы. Цель психологов – дать необходимые навыки за относительно короткий срок обучения. Занятия всегда представляют собой интерактив: ролевые игры (с постоянной сменой ролей), упражнения, общие дискуссии и так далее.


Самим процессом управляет специально обученный психолог-ведущий. Его задача – направлять и вести занятие так, чтобы все присутствующие были вовлечены и получали определенные социальные и психологические навыки. Для этого психологические тренинги всегда имеют четкую структуру. Обычно включены следующие этапы:

  1. Подготовительный этап. Психолог-ведущий проясняет результаты обучения и их оценки.
  2. Знакомство. На этапе проводится знакомство с каждым участником и группой в целом. Определяется цель и запросы, с которым пришли ученики.
  3. Активизация. Психолог объясняет участникам содержание предстоящего занятия. Общее введение.
  4. Проблематизация. Этап, на котором психолог должен определить настоящий уровень социальных и психологических навыков группы. Для этого проводится ролевая игра по теме занятия. Она будет зависеть и от участников, и от цели тренинга. Например, для сотрудников маркетингового отдела проводится ролевая игра в рамках их рабочей деятельности. Психолог на этом этапе понимает общий уровень навыков каждого участника.
  5. Обучение. Процесс происходит по схеме: получение информации – ее обработка – действие. При чем теория краткая и емкая. Почти сразу переходит в практическое оттачивание.
  6. Закрепление. Проводятся закрепляющие упражнения, которые показывают достигнутый результат.
  7. Обратная связь. Участники могут оценить проведенный тренинг, свои изменения, задать любые вопросы и так далее. Также, на этом этапе психолог-ведущий представляет результаты заказчику, если таковой имеется. Например, если психологический тренинг заказал руководитель для повышения навыков своих сотрудников.
Эти этапы только пример того, как проходит психологический тренинг. На деле они могут отличаться. Но именно эта схема считается эффективной и универсальной. Главное, чтобы само занятие преследовало цель дать как можно больше практических умений.

Преимущества для наших студентов:

  • Актуальный опыт
    Преподаватели института — практикующие психологи.
    Это специалисты со стажем в частной практике и научной деятельности более 10 лет.
  • Понятная структура
    Курсы состоят из тематических модулей для полного погружения в материал.
    Фундамент наших образовательных программ — мощное практическое содержание.
  • Инновационный, комплексный и интегративный подход к ментальному и физическому здоровью человека
    Помимо базовых практических психологических методик, в обучающие программы включены модули по современным технологиям работы с людьми: телесная терапия, кинезиология, остеопрактика.
  • Документы гос. образца
    Институт имеет образовательную лицензию.
    При успешном прохождении курса ученики получают документы государственного образца: сертификаты, удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке, в зависимости от выбранной программы.
  • Внутренняя рассрочка от Института
    Условия уточняйте у администратора по телефону.

Особенности проведения психологического тренинга

Психологические тренинги могут иметь очень разную тематику. Например, между работы с группой с какими-то зависимостями и группой маркетологом есть большая разница. Но есть универсальные особенности хорошо проведенного занятия. Вот некоторые из них:
  1. Изучать участников. Нужно понять, что их интересует, какой эффект хотят увидеть после занятий и какой уровень навыков психологии и социализации уже имеют.
  2. Ставить себя на место слушателя при разработке теории и практических упражнений. Нужно оценить ход и содержание урока с точки зрения участника, а не опытного психолога. Так, все упражнения, методы, разъяснения должны быть простыми и легкими для восприятия.
  3. Правильный выбор зала для занятий. Помещение должно соответствовать количеству участников. Слишком маленький зал – плохо. Будет душно и тесно, некомфортно. Слишком просторный – тоже нехорошо. Будет сложнее сосредоточиться, возможны проблемы с видимостью и слышимостью. Для занятий почти всегда нужны компьютер, экран для презентаций, проектор, иногда микрофон.
  4. Обращаться на «ты». Это касается всех участников между собой, включая ведущего психолога. Так ученикам будет проще расслабиться, убрать социальные барьеры и выполнить упражнения. Обращение на «вы» более официально и часто связано со страхом высказывать свое мнение.
  5. Обратная связь после каждого задания. Участники должны отвечать на вопрос о сложности или простоте каждого упражнения. Это обсуждается вместе с психологом.
  6. Включение в упражнения стрессовых ситуаций. Одна из задач тренинга по межличностным отношениям – это обучение паттернам поведения в определенных ситуациях. Сложнее всего правильно выстраивать коммуникацию в стрессовом состоянии.
Эти нюансы качественного психотренинга актуальны для всех случаев. Они являются универсальными и подходят как для группы домохозяек, так и для группы руководителей.

Кому нужен психотренинг?

Психологический тренинг, как и психология в целом, будет полезен каждому человеку. Он ориентирован на межличностные отношения, их укрепление, упрощение процесса и социальную адаптацию. Поэтому особенно важным тренинг будет для следующих лиц:
  • подросткам для налаживания коммуникации между одноклассниками или друзьями, обучения нормальной коммуникации и помощи ребенку в социализации. Программа для несовершеннолетних всегда несколько отличается;
  • студентам в целях лучшей коммуникации на учебе, в том числе общению с педагогами. Подготовка к будущей работе;
  • руководителям в любой компании. Руководство с людьми всегда связано с постоянным общением. Для начальника важно выстроить правильные отношения со своими подчиненными по работе, чтобы она была действительно эффективной. С этим помогает психологический тренинг;
  • сотрудникам сферы маркетинга, экономики, политики и прочих направлений, в которых важно умение грамотно общаться с людьми;
  • людям, которые имеют какую-либо зависимость. В этом случае, психологический тренинг будет направлен на поддержку в борьбе с этой привычкой.
Психологический тренинг по межличностным отношениям пригодится любому человеку. Он подходит для всех, кто хочет научиться лучшей коммуникации и социализации.

Польза психологического тренинга

Обучение психологическим и социальным навыкам может разную форму. Но именно тренинг имеет доказанную наибольшую эффективность. Это связано с ориентированием на практику, интересные, нестандартные упражнения и обратную связь. Плюсы психотренингов:
  • в среднем усваивается около 90% материала, намного больше, чем в других вариантах обучения. Например, лекции по тем же темам дают только 10 – 20%;
  • миниатюра социума дает участнику быстрее понять и вникнуть в паттерны поведения других людей. В безопасной среде ученик как бы тестирует свои навыки, проверяет их, чтобы в реальном внешнем мире чувствовать себя увереннее;
  • разнообразный взгляд на проблему. На тренинге группа становится полноценным участником процесса. Так, вовлеченным в проблему одного ученика оказывается не только психолог, но и остальные участники. Хотя ведущий-психолог все равно является приоритетным и главным;
  • тренинг дает возможность посмотреть на себя с другой стороны, глазами других людей;
  • большая часть времени отдается практике.
Главная польза любого психологического тренинга – это обучение и практика социального взаимодействия в работе, отношениях или просто в коммуникации с другими людьми.

Виды психологических тренингов

Официальной классификации психотренингов не существует. Но для удобства их можно разделить на несколько условных типов:

1. Коммуникативные тренинги


Основная цель – обучение поведенческим паттернам в разных социальных ситуациях. Чаще всего, используются ролевые игры, в которых имитируются типичные жизненные ситуации. В том числе, стрессовые. Участники должны научиться реагировать и эффективно, безопасно вести себя в такие моменты. Упражнения являются тренировкой перед столкновением с социальными проблемами в реальной жизни. После тренинга ученики часто получают «домашнее задание»: практиковаться на сначала на близких, потом просто на знакомых, а затем – на незнакомых людях.


Примеры коммуникативных тренингов:

  • «Эмоции / чувства». Тренинг по развитию способностей невербального общения;
  • «Хороший собеседник». Развитие вербальных навыков в социальном общении;
  • «Путь к взаимопониманию». Развитие навыков вербального и невербального понимания желаний и целей других людей и себя;
  • «Получить желаемое». Обучение навыкам объективно показывать и говорить о своих желаниях.
2. Личностный тренинг (тренинг личностного роста)

Основная цель – избавление от неэффективных привычек в поведении с окружающими людьми. На тренинге больший упор делают на особенности каждого участника. Поэтому, кстати, такой вид обучает группы с меньшим количеством участников. Вы можете записаться к нам на личностный тренинг: "7 возрастов женщин". Женский круг — это создание текстильных кукол, для перехода на разные возрастные этапы.
Для психолого-ведущего важно определить поведенческие, отрицательные паттерны каждого человека в разных социальных ситуациях. Например, становление в позицию «жертвы» или проявление чрезмерной активной или пассивной агрессии и так далее. Любая из таких установок вредит социальному взаимодействию как в работе, так и в жизни.
Тренинг личностного роста помогает людям избавиться от комплексов, страхов, неэффективной манеры поведения и так далее. Сначала участники тренируются менять свои установки в безопасной среде – учебного зала, а затем повторяют этот опыт в реальной жизни.
Примеры тренингов личностного роста:
  • «Малая / большая группа». Развитие общих навыков социализации сначала в маленькой группе людей (до 5 человек) с учетом особенностей личности, а затем в большой группе (до 10 человек);
  • «Аквариум». Дать возможность участникам оценить ролевые модели других людей как бы со стороны, а также, вовлечение пассивных учеников;
  • «Парная работа». Обучение навыкам диалога для выявления негативных проявлений и замене их на эффективные методы общения;
  • «Большой тренинговый круг». Развить навыки социального поведения в группе более десяти человек.
3. Бизнес-тренинг

Вид психологических тренингов, в котором сочетается два предыдущих варианта. Бизнес-тренинг ориентирован на помощь сотрудникам разных компаний в успешности коммуникации с людьми: клиентами, подчиненными (или начальством), коллегами и так далее.
Бизнес-тренинги особенно актуальны и важны в сферах с частым общением с людьми. Например, маркетологи, отдел продаж, экономика, реклама и так далее. А вот самый частый бизнес-тренинг – это умение руководить людьми. Он пригодится начальникам компании или отдела в любом направлении.


Главная цель бизнес-тренинга – научить сотрудников или руководителей поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе. Более узкая цель – научить работников эффективно общаться с людьми в рамках профессиональной деятельности, например, для повышения продаж компании.


Примеры бизнес-тренингов:

  • «Начальник – подчиненный». Изменение ролевых моделей между руководителями и сотрудниками для налаживания коммуникации между ними;
  • «Отдел». Развитие эффективной коммуникации между работниками одного отдела;
  • «Продажи». Обучение психологическим особенностям эффективных экономических предложений при общении с клиентами.
4. Онлайн-тренинг

Вид психологических тренингов, который стал популярным в эпоху Коронавируса. Многие собеседования и общение между коллегами, друзьями и так далее перешли в режим видеочатов и голосовых сообщений. Вместе с этим появилась необходимость в развитии онлайн-коммуникации. Задача остается та же – научить участников эффективному общению.
Важно понимать, что любой психологический тренинг – это инструмент, которым может воспользоваться участник. При этом, прохождение курса дает базис теоретических и практических знаний и навыков. Упражнения учат основе поведения в социуме, на работе, в отношениях и так далее. Эффективность этих упражнений лежит и на самом ученике. Важно оттачивать навыки самостоятельно, пробовать использовать их в реальной жизни так же, как в «имитации группы».

Максимально положительный эффект от прохождения любого тренинга можно получить только при сочетании трех факторов: желании обучаться новому, внимательности и старательности во время тренинга и постоянные тренировки после психологического тренинга.
Есть вопросы?
VK
Phone
WhatsApp