Тренинги, семинары, практикумы
Повышение квалификации
Дополнительное профессиональное образование
Все
м. Павелецкая
г. Москва, ул. Кожевнический проезд, д.3, 5 этаж
+7 (969) 777-34-19
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
Отзывы
Статьи


Школы психологии



Психология — наука разносторонняя. В ней присутствует множество подходов и теорий. И ниже мы рассказываем подробно про популярные из них.

Общая психология

Общая психология — это раздел психологии, который изучает общие законы и принципы психической деятельности человека без привязки к конкретным явлениям или областям. Она охватывает широкий спектр психологических процессов и явлений. Основные особенности и методология школы включают в себя следующее особенности:
  1. Универсальность. Общая психология стремится выявить универсальные закономерности психических процессов, которые справедливы для всех людей. Независимо от возраста, культуры, пола и других факторов.
  2. Интегративность. Наука стремится внедрить знания из различных областей психологии. Таких, как когнитивная, социальная и др., Это необходимо, чтобы создать общую картину психической деятельности людей.
  3. Объективность. Общая психология стремится к научной точности и широты в исследованиях. Она использует методологические подходы, которые позволяют избегать субъективизма.


Методология общей психологии:
  • Экспериментальные исследования. Т.е. метод использования экспериментов для изучения психических процессов. Подобные парадигмы позволяют установить причинно-следственные связи между различными факторами и психическими явлениями.
  • Анализ данных. Здесь предполагается использование статистических методов для выявления закономерностей в психических процессах. Это может включать в себя использование среднего, стандартного отклонения, корреляционного анализа и других статистических методов.
  • Наблюдение. Т.е. изучение поведения и психических процессов данным способом. Наблюдение может быть натуральным (в естественных условиях) или лабораторным (в контролируемых).
  • Использование теорий и моделей. Общая психология строит теории и модели, которые позволяют объяснить и предсказать психические явления. Эти предпосылки могут включать в себя концепции памяти, восприятия, мышления и др.
  • Нейрофизиологические исследования. С учетом современных достижений в нейронауке, общая психология также включает изучение физиологических аспектов психической деятельности через разные методы. Такие, как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и электроэнцефалография (ЭЭГ).
Общая психология играет важную роль в создании фундаментальных теорий и понимании общих закономерностей в психической деятельности человека. Это помогает развивать более специфические тактики и применять знания в различных сферах жизни.


Преимущества для наших студентов:

  • Актуальный опыт
    Преподаватели института — практикующие психологи.
    Это специалисты со стажем в частной практике и научной деятельности более 10 лет.
  • Понятная структура
    Курсы состоят из тематических модулей для полного погружения в материал.
    Фундамент наших образовательных программ — мощное практическое содержание.
  • Инновационный, комплексный и интегративный подход к ментальному и физическому здоровью человека
    Помимо базовых практических психологических методик, в обучающие программы включены модули по современным технологиям работы с людьми: телесная терапия, кинезиология, остеопрактика.
  • Документы гос. образца
    Институт имеет образовательную лицензию.
    При успешном прохождении курса ученики получают документы государственного образца: сертификаты, удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке, в зависимости от выбранной программы.
  • Внутренняя рассрочка от Института
    Условия уточняйте у администратора по телефону.
Структурализм
Структурализм был одной из первых школ в психологии. Он активно развивался в конце 19 и начале 20 веков. Его особенности следующее:
  • Анализ сознания. Основной целью школы было исследование структуры этой части восприятия. Структуралисты считали, что сознание можно разложить на элементы и анализировать различные сенсорные восприятия, мысли и чувства.
  • Интроспекция. Это главный метод структурализма. По другому его называют самонаблюдение. Ученые-интроспекционисты пытались описать свои собственные внутренние переживания и процессы, фиксируя их в подробных отчетах.
  • Атомистический подход. Структуралисты стремились разложить сознание на его атомарные компоненты — элементарные чувственные восприятия, из которых, как считалось, состоит все сознание.
  • Объективность и контролируемость. Структуралисты придавали этим качествам (т.е. объективности и контролируемости) большое значение. Это помогало обеспечить точность и надежность данных.
Методология:
  • Лабораторные эксперименты. Структуралисты проводили исследования, при использовании контролируемых условий для изучения сенсорных восприятий и элементарных психических процессов.
  • Ментальные карты. Для визуализации структуры сознания эксперты часто создавали подобные средства. Ментальные карты представляют собой графические диаграммы, которые описывают взаимосвязи между различными элементами сознания.
  • Контролируемые условия. Эксперименты проводились в строгой наблюдательной со стороны специалистов среде. Это помогало исключить внешние воздействия и обеспечить надежность результатов.
  • Структурализм играл важную роль в истории психологии. Это связано с тем, что он содействовал развитию лабораторных методов и акцентировал внимание на научной методологии. Однако со временем этот подход уступил место более современным школам. Таким, как: функционализм и психоанализ, которые сосредотачивались на изучении функций и неосознанных аспектов сознания.

Функционализм
Функционализм — это одна из важных теорий в области социологии и психологии. Она активно развивалась в начале 20-го века. Эта методология акцентирует внимание на том, как части системы взаимодействуют с целью обеспечивать стабильное ее функционирование в целом. Вот основные особенности школы:
  • Ориентация на систему. Функционализм совмещает социальные события и психологические процессы. Предполагается, что они состоят из взаимосвязанных элементов. Эта методология ставит задачу исследовать как таковые сотрудничают, чтобы поддерживать структурную устойчивость.
  • Функции и роли. Предполагается, что каждая часть системы выполняет определенную роль. Ту, что способствует ее выживанию и функционированию. Это означает, что элементы считаются необходимыми для поддержания всей системы в равновесии.
  • Структурная функциональность. При функционализме предполагается интерес к тому, какие функции выполняют институты и социальные структуры для поддержания порядка и стабильности в обществе. Направление исследует, какие роли они играют. Важны такие институты, как семья, образование и религия.
  • Подчеркивание стабильности и равновесия. Функционализм считает, что общество стремится именно к этому. И исследует, какие механизмы обеспечивают подобное.
Методология функционализма:
  • Структурно-функциональный анализ. Это основной метод функционализма. Он включает в себя анализ структуры системы и выявления её функций и ролей. Исследователи стремятся определить, какие элементы системы содействуют ее стабильности, а какие могут вызвать дисфункцию.
  • Сравнительный анализ. Направление часто использует данный метод для сопоставления различных систем и выявления общих закономерностей. Сравнение разных культур и обществ позволяет выявить универсальные функции и роли.
  • Эмпирические исследования. Методология школы подобным образом проверяет гипотезы о функциях и ролях элементов системы.
  • Функциональная адаптация. Предполагается интерес к тому, как система адаптируется к изменяющимся условиям. И это при сохранении своей функциональности. Подход позволяет исследователям понять, как системы могут изменяться и развиваться во времени.
В целом, функционализм является важным методом анализа социальных и психологических систем. Он подчеркивает их структурную организацию и в
Психоанализ (школа Фрейдизма)
Психоанализ — это теория личности и метод терапии, который разработан Зигмундом Фрейдом в конце 19-го и начале 20-го веков. Этот подход к психологии и психотерапии имеет свои особенности:
  • Бессознательное. Психоанализ утверждает, что многие психологические процессы и конфликты находятся именно в этой части ума. Основная идея — что наши действия и мысли могут быть скрытыми и неосознанными.
  • Конфликты и оборонительные механизмы. Психоанализ сосредотачивается на резонансе между разными частями личности и на механизмах обороны, которые используются для смягчения тревожности, связанной с этими конфликтами.
  • Детство и ранний опыт. Психоанализ считает, что ранние детские впечатления и взаимодействие с родителями играют ключевую роль в формировании личности и психических проблем.
  • Терапевтическая беседа. В психоанализе терапевтический процесс основан на беседе между анализандом (пациентом) и аналитиком (терапевтом). Первый рассказывает о своих мыслях, чувствах и мечтах, а второй анализирует эти материалы, чтобы раскрывать бессознательные конфликты.
Методология психоанализа:
  • Свободные ассоциации. Пациент приглашается высказывать свои мысли и чувства без цензуры и самоконтроля. Это позволяет выявить скрытые и неосознанные желания.
  • Интерпретация. Аналитик анализирует материал, который предоставлен пациентом и предлагает интерпретации. Те, что раскрывают бессознательные конфликты и мотивы.
  • Трансфер. В психоанализе особое внимание уделяется именно этому феномену. Когда пациент переносит на аналитика свои эмоции и отношения из прошлого. Это позволяет отследить его бессознательные отношения.
  • Длительность терапии. Психоанализ является долгосрочной терапией, которая может продолжаться многие годы. Это позволяет более глубоко исследовать бессознательные аспекты личности.
  • Сон и сновидения. Анализ этих компонентов является важной частью психоаналитической методологии. Т.к. считается, что сновидения отражают бессознательные желания и конфликты.
Психоанализ оставил значительное влияние на современную психологию и психотерапию. И это несмотря на критику и эволюцию других подходов к изучению человеческой психики.
Поведенческая психология
Поведенческая психология — это направление, которое акцентирует внимание на изучении наблюдаемых поводков и их взаимосвязи с окружающей средой. Особенности этой области включают следующие аспекты:
  • Акцент на поведении. Направление сосредотачивается на наблюдаемых действиях и реакциях, а не на внутренних ментальных процессах. Это делает его более объективным и научным.
  • Эмпирический подход. Поведенческая психология основана на наблюдениях и экспериментах преимущественно в данном ключе. Исследователи в этой области стремятся собирать объективную информацию о поведении и анализировать ее.
  • Подкрепление. Одной из важных концепций в поведенческой психологии является и это понятие. Оно означает, что поведение может быть укреплено или ослаблено в зависимости от того, следует за ним приятное или неприятное последствие.
  • Оперантное условирование. Термин относится к процессу формирования и изменения поведения с помощью подкрепления и наказания. Это одна из основных теорий в поведенческой психологии, разработанная Б. Ф. Скиннером.
  • Обучение. Поведенческая психология акцентирует внимание на процессах познания и изучение того, как они влияют на развитие и изменение поведения. Это включает в себя классическое и оперантное условирование, моделирование и другие методы.
Методология поведенческой психологии:
  • Эксперименты. Поведенческая психология активно использует данный метод и контролируемые условия для изучения поведения. Эксперименты позволяют устанавливать причинно-следственные связи между переменными.
  • Наблюдение. Т.е. отслеживание поведения в естественной среде. Оно также является важной методологией. Исследователи наблюдают за поведением людей или животных, чтобы собирать данные о них.
  • Структурированные интервью. Ученые могут использовать этот метод для сбора информации о поведении и опыте индивида.
  • Моделирование. В поведенческой психологии данный подход играет важную роль. Это процесс, при котором наблюдательное поведение может быть изменено путем демонстрации желаемого.
  • Анализ данных. Исследователи в этой области используют статистику. Ее анализ помогает выявлять закономерности и паттерны в поведении.
Эта школа психологии сфокусирована на изучении того, как внешние факторы воздействуют на поведение и как можно модифицировать его с помощью методов подкрепления и наказания. Такой подход имеет практическое применение в области психотерапии, образования и многих других сферах человеческой деятельности.
Гештальт-психология
Гештальт-психология — направление, которое развивалось в Германии в начале 20 века. При нем предполагается исследование структуры и организации восприятия и мышления. Она сосредотачивается на том, как люди группируют элементы информации в смысловые образы и структуры. Вот некоторые особенности данной школы:
  • Гештальт (немецкое слово, которое можно перевести как "форма" или "структура") — это ключевой концепт в направлении. Эксперты школы считают, что восприятие и понимание мира основываются на организации элементов в целостные структуры или образы. А не на простом суммировании отдельных частей.
  • Смысловая организация. Наука утверждает, что наше восприятие определяется закономерными принципами организации. Такими, как законы проксемики (близости), подобия, закрытости и др. Они определяют, как мы группируем и организуем элементы в смысловые образы.
  • Феноменология. Гештальт-психология акцентирует внимание на том, как люди воспринимают мир через свои собственные субъективные ощущения. Исследователи этой методологии стремятся понять, каким образом подобный опыт влияет на восприятие и понимание.
  • Экспериментальный подход. Гештальт-психология использует такие методы и задачи, чтобы исследовать феномены восприятия и мышления. Например, одной из классических целей является понимание фигур и фонов, где исследуется, как люди видят и интерпретируют объекты и их окружение.
  • Акцент на инсайты. Данная школа также интересуются внезапными и глубокими пониманиями или решениями (их называют инсайты). Теми, что могут возникнуть при решении задачи. Специалисты исследуют, как инсайты возникают и как они связаны с организацией информации в гештальты.
  • Применение в практике. Наука востребована не только в исследованиях, но и в клинической и психотерапевтической работе. Гештальт-терапия используется для работы с пациентами над их ментальными проблемами и внутренними конфликтами.
Основные принципы методологии школы включают:
  • Закон простоты. Специалисты направления верят, что восприятие организовано так, чтобы быть как можно более простым и упорядоченным. Люди склонны видеть объекты и явления в виде композиций, а не как случайные фрагменты.
  • Принцип фигура-фон. Гештальт-психология утверждает, что восприятие включает в себя различение между фигурой (основным объектом) и фоном (окружающим контекстом).
  • Закон подобия. Этот принцип предполагает, что элементы, которые похожи друг на друга, склонны группироваться вместе. Такое мнение может применяться как к форме, так и к цвету и другим атрибутам объектов.
  • Закон продолжения. Согласно данному принципу, если есть какой-то направленный путь или линия, то восприятие склонно продолжать его даже там, где не видно.
  • Закон замыкания. Люди склонны видеть незавершенные формы как закрытые или завершенные. Это позволяет нам воспринимать целостные объекты. Даже, если некоторые их части скрыты.
  • Закон симметрии. Данный принцип утверждает, что объекты чаще воспринимаются как более симметричные и упорядоченные, чем как хаотичные и несимметричные.
Гештальт-психология представляет собой уникальный взгляд на восприятие и мышление, с акцентом на структурную организацию и смысловую интерпретацию информации. Это направление оказало существенное влияние на развитие психологии и психотерапии. И продолжает вдохновлять исследователей и практиков уже в наше время
Поведенческая психология
Поведенческая психология — это направление, которое акцентирует внимание на изучении наблюдаемых поводков и их взаимосвязи с окружающей средой. Особенности этой области включают следующие аспекты:
  • Акцент на поведении. Направление сосредотачивается на наблюдаемых действиях и реакциях, а не на внутренних ментальных процессах. Это делает его более объективным и научным.
  • Эмпирический подход. Поведенческая психология основана на наблюдениях и экспериментах преимущественно в данном ключе. Исследователи в этой области стремятся собирать объективную информацию о поведении и анализировать ее.
  • Подкрепление. Одной из важных концепций в поведенческой психологии является и это понятие. Оно означает, что поведение может быть укреплено или ослаблено в зависимости от того, следует за ним приятное или неприятное последствие.
  • Оперантное условирование. Термин относится к процессу формирования и изменения поведения с помощью подкрепления и наказания. Это одна из основных теорий в поведенческой психологии, разработанная Б. Ф. Скиннером.
  • Обучение. Поведенческая психология акцентирует внимание на процессах познания и изучение того, как они влияют на развитие и изменение поведения. Это включает в себя классическое и оперантное условирование, моделирование и другие методы.
Методология поведенческой психологии:
  • Эксперименты. Поведенческая психология активно использует данный метод и контролируемые условия для изучения поведения. Эксперименты позволяют устанавливать причинно-следственные связи между переменными.
  • Наблюдение. Т.е. отслеживание поведения в естественной среде. Оно также является важной методологией. Исследователи наблюдают за поведением людей или животных, чтобы собирать данные о них.
  • Структурированные интервью. Ученые могут использовать этот метод для сбора информации о поведении и опыте индивида.
  • Моделирование. В поведенческой психологии данный подход играет важную роль. Это процесс, при котором наблюдательное поведение может быть изменено путем демонстрации желаемого.
  • Анализ данных. Исследователи в этой области используют статистику. Ее анализ помогает выявлять закономерности и паттерны в поведении.
Эта школа психологии сфокусирована на изучении того, как внешние факторы воздействуют на поведение и как можно модифицировать его с помощью методов подкрепления и наказания. Такой подход имеет практическое применение в области психотерапии, образования и многих других сферах человеческой деятельности.
Когнитивная психология
Основные идеи школы заключаются в изучении процессов мышления, восприятия и понимания мира. А особенности когнитивной психологии следующие:
  • Акцент на внутренних процессах. Когнитивная психология сосредотачивается на изучении внутренних ментальных процессов. Это восприятие, внимание, память, мышление и решение проблем. Школа исследует, как люди обрабатывают информацию и как эти процессы влияют на их поведение.
  • Информационная обработка. Наука представляет собой модель человека как обработчика информации. Она интересуется тем, как входные сигналы (информация из окружающего мира) осваиваются мозгом, какая информация сохраняется в памяти и как она используется для принятия решений.
  • Экспериментальный метод. Когнитивные психологи активно используют и этот подход. Он предполагает создание контролируемых условий для изучения когнитивных процессов. Эксперименты позволяют изолировать и изучать конкретные аспекты когнитивной деятельности.
  • Моделирование. Когнитивные психологи часто создают компьютерные модели, чтобы изучить и спрогнозировать соответственные процессы. Такой подход позволяет предсказать поведение человека на основе теоретических представлений о работе его ума.
  • Практическое применение. Наука имеет широкие практические применения в различных областях. Это образование, медицина, бизнес и дизайн интерфейсов. Она помогает разрабатывать эффективные методики обучения, диагностику и лечение психических расстройств. А также оптимизировать дизайн продуктов и систем.
Методология когнитивной психологии:
  • Нейрофизиологические исследования. Современные методы нейроимиджинга, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяют когнитивным психологам изучать активность мозга во время выполнения задач и делать выводы, связанные с когнитивными процессами.
  • Наблюдение и анализ поведения. Когнитивные психологи также проводят слежение и анализируют поведение людей в реальных ситуациях. Это может включать в себя изучение реакций на различные стимулы и способов, которыми люди решают задачи в повседневной жизни.
  • Использование психометрических тестов. Психологи данной ниши разрабатывают и используют их для измерения когнитивных способностей и характеристик. Таких, как интеллект, внимание и память.
  • Исследование когнитивных моделей. Эксперты создают теоретические модели, которые объясняют одноименные процессы. Они тестируют эти их, сравнивают с результатами экспериментов и наблюдений.
Когнитивная психология играет важную роль в понимании того, как человек обрабатывает информацию, принимает решения и взаимодействует с миром. Ее методы имеют широкий спектр практических применении. Они способствуют развитию психологии как науки в целом.
Гуманистическая психология
Основные идеи заключаются в сосредоточении на человеческом потенциале для самореализации и личностном росте. Школа уделяет внимание эмоциональной и духовной стороне человеческой природы. Особенности гуманистической психологии таковы:
  • Акцент на личности. Гуманистическая психология сосредотачивается на понимании и развитии человека, как уникального и индивидуального субъекта. Она интересуется тем, как личность воспринимает себя, свои потребности и ценности.
  • Положительная психология. Наука ориентирована на изучение позитивных аспектов человеческой психики. Таких, как: счастье, самореализация, креативность и моментальное переживание. Она стремится разработать теории и методы, которые способствуют улучшению качества жизни напрямую.
  • Внимание сознанию. И это в отличие от других психологических направлений, где акцент может быть на бессознательных процессах. Гуманистическая психология уделяет особое внимание преимущественно сознательным переживаниям, мыслям и чувствам человека.
  • Антропологический подход. Гуманистическая психология рассматривает человека в его культурном и социальном контексте. Она изучает, как окружающая среда и разные факторы влияют на личность и развитие человека.
  • Акцент на самореализации. Один из ключевых аспектов гуманистической психологии — идея самореализации или стремления каждого человека к максимальному развитию своего потенциала. Гуманистические психологи исследуют, как люди могут достичь лучших результатов в своей жизни и какие факторы могут мешать этому.
Методология гуманистической психологии:
  • Качественные способы исследования. Гуманистическая психология часто использует такие методы, как интервью, наблюдение и анализ. Это позволяет изучать субъективные переживания и индивидуальные истории.
  • Самоотчеты и рассказы. Исследователи гуманистической психологии часто прибегают к методу самоотчетов. Это такой подход, где участники описывают свои собственные мысли, чувства и опыт. Он позволяет получить исчерпывающую информацию непосредственно о внутреннем мире каждого.
  • Феноменологический анализ. Гуманистическая психология использует подход, который направлен на изучение субъективных переживаний и восприятия. Исследователи стремятся понять, как человек понимает и интерпретирует мир.
  • Интерпретация и диалог. Эксперты подчеркивает важность этим аспектам между исследователем и участником исследования. Наука стремится понять смысловые конструкции и убеждения, лежащие в основе поведения клиента.
  • Клиническая практика. Гуманистическая психология оказывает влияние на психотерапию. Это связано с тем, что она поддерживает клиентоцентрированный подход. В нем важно создать комфортную и симпатичную среду для клиента. Так, чтобы он смог отыскать собственные ответы и принять решения.
Гуманистическая психология представляет собой важное направление. Оно подчеркивает уникальность и индивидуальность человека. А также его стремление к самореализации и положительные аспекты психического функционирования. Наука использует качественные методы исследования для оценки субъективного опыта и смысла жизни. И оказывает влияние на практику психологической помощи и самопомощи.
Биологическая психология
Биологическая психология, также известная как нейропсихология (или психофизиология). Школа является подразделом науки, который исследует взаимосвязь между биологическими процессами и психическими явлениями. Вот основные особенности биологической психологии:
  • Исследование мозга и нервной системы. Внимание школы сосредотачивается на изучении структуры и функции мозга. А также работы нервной системы. Исследователи в этой области используют нейроимиджинг, электрофизиологические методы и другие техники для изучения активности мозга.
  • Физиологические меры. Эксперты биологической психологии часто используют различные медицинские методы исследования (такие, как: измерение сердечного ритма, электродермальную активность и ЭЭГ). Это позволяет изучить реакции человека на различные психологические стимулы.
  • Исследование наследственности. Биологическая психология также изучает роль генетических факторов в формировании психических характеристик и расстройств. Подобные исследования позволяют оценить, насколько наследственные факторы влияют на поведение и психическое здоровье.
  • Экспериментальная методология. Данные способы помогают устанавливать причинно-следственные связи между биологическими факторами и психическими процессами. И позволяют проводить точные исследования.
  • Изучение поведения и психических состояний. Биологическая психология интересуется тем, как биологические процессы влияют на поведение, эмоции, память, восприятие и другие психические состояния человека. Исследователи анализируют, как различные области мозга участвуют в этих процессах.
  • Лечение психических расстройств. Данный раздел психологии также ориентирован на разработку биологических методов лечения психических расстройств (таких, как: фармакотерапия и нейромодуляция). Исследования в этой области позволяют улучшать эффективность способов терапии в разы.
Методология биологической психологии включает в себя использование различных научных подходов и техник для исследования биологических основ психических явлений. Это может включать в себя следующие подходы:
  • Нейроимиджинг. Использование таких методов, как функциональная магнитно-резонансная томография (fMRI) и позитронно-эмиссионная томография (PET). Они позволяют визуализировать активность мозга в реальном времени.
  • Электрофизиология. Т.е. использование ЭЭГ для измерения электрической активности мозга и нервной системы.
  • Генетические исследования. Т.е. проведение анализа ДНК и генетических маркеров для выявления факторов, влияющих на психические характеристики.
  • Эксперименты. Такой подход позволяет установить причинно-следственные связи между биологическими факторами и психическими явлениями.
  • Наблюдение. Изучение поведения и физиологических реакций в естественных или в лабораторных условиях.
  • Фармакологические исследования. Изучение воздействия медикаментов и химических веществ на функцию мозга и нервной системы.
  • Клинические исследования. Изучение пациентом с психическими расстройствами для понимания их биологических корней и разработки методов лечения.

Разные школы могут использовать различные методы для изучения психических процессов и поведения людей.
Пробуждение телесной осознанности, изучение методов интеграции ума и тела
Есть вопросы?
WhatsAppVkontaktePhone