Раннее детство (до трех лет)
Это период с момента рождения до трех лет. Ребенок в этом возрасте полностью зависит от поведения родителей, опекунов или других взрослых рядом. Для него максимальные нужды – физические: попить, поесть, находиться в чистоте и покое. Но психологические аспекты также важны. Особенно, эмоциональная привязанность и телесный контакт. Разберем основные особенности раннего детства:
1. Эмоциональная связь с матерью и отцом (или другим близким взрослым)
На первых годах жизни очень важно сформировать правильное доверие к окружающему миру и людям. Ребенок должен чувствовать абсолютную любовь, поддержку и заботу, главным образом, от родителей. А затем от других родственников и близких друзей семьи.
2. Первое социальное взаимодействие
До трех лет ребенок редко способен выражать свои мысли и желания словами. Он учится социальным навыкам через мимику, плач и движения. Важно не запрещать и не ругать малыша за такие проявления.
3. Развитие эмоциональности
Ребенок с первых месяцев жизни начинает интуитивно понимать эмоции самых близких людей. Например, мамы. Он считывает ее улыбку, радость или грусть. Также, проявляется довольно большой спектр эмоций самостоятельно: страх, веселье, стыд, заинтересованность и так далее. Конечно, его эмоциональный интеллект еще совсем слабый, но он находится в активном процессе развития. Важно, чтобы близкие люди были эмоционально открытыми.
4. Подражание во всем
Одна из главных особенностей развития детей до трех лет – это их способ самообучения. Они повторяют за родителями и другими людьми вокруг. Копируют движения, манеры, привычки и прочее. В будущем они отразятся на поведении уже взрослого человека.
5. Формируется самосознание
Различные исследования показывают, что свое «Я» дети осознают примерно в 2 – 3 года. Они узнают себя в зеркале, ощущают свою тело действительно своим, к трем годам активно начинает использовать слово «Я», когда выражает желания, действия и так далее.
Так, в три года ребенок способен выражать большой спектр эмоций, указывать на базовые потребности, учится взаимодействовать с миром и вполне осознает себя как отдельную личность. На этой стадии чрезвычайно важно дарить ребенку любовь и поддержку, не забывая о закрытии физических потребностей.