Этапы возрастного развития

В психологии очень часто используется такое понятие как «возрастной период». Под ним понимается определенная часть жизни человека. Например, всем известный подростковый период с его переменчивым настроением и бунтом или период старения, отличающийся экзистенциальными вопросами и сильными физическими изменениями.

Основные этапы

Каждый этап возрастного развития уникален как физически, так и психологически, поэтому так важно осознавать себя в реальном возрасте.
Чаще всего, выделяют 7 возрастных этапов:
  1. Раннее детство.
  2. Дошкольный возраст.
  3. Младший школьный возраст.
  4. Подростковый возраст.
  5. Молодость.
  6. Зрелость.
  7. Старость.
Рассмотрим каждый из возрастов и его особенности подробнее.

Раннее детство (до трех лет)

Это период с момента рождения до трех лет. Ребенок в этом возрасте полностью зависит от поведения родителей, опекунов или других взрослых рядом. Для него максимальные нужды – физические: попить, поесть, находиться в чистоте и покое. Но психологические аспекты также важны. Особенно, эмоциональная привязанность и телесный контакт. Разберем основные особенности раннего детства:
1. Эмоциональная связь с матерью и отцом (или другим близким взрослым)
На первых годах жизни очень важно сформировать правильное доверие к окружающему миру и людям. Ребенок должен чувствовать абсолютную любовь, поддержку и заботу, главным образом, от родителей. А затем от других родственников и близких друзей семьи.
2. Первое социальное взаимодействие
До трех лет ребенок редко способен выражать свои мысли и желания словами. Он учится социальным навыкам через мимику, плач и движения. Важно не запрещать и не ругать малыша за такие проявления.
3. Развитие эмоциональности
Ребенок с первых месяцев жизни начинает интуитивно понимать эмоции самых близких людей. Например, мамы. Он считывает ее улыбку, радость или грусть. Также, проявляется довольно большой спектр эмоций самостоятельно: страх, веселье, стыд, заинтересованность и так далее. Конечно, его эмоциональный интеллект еще совсем слабый, но он находится в активном процессе развития. Важно, чтобы близкие люди были эмоционально открытыми.
4. Подражание во всем
Одна из главных особенностей развития детей до трех лет – это их способ самообучения. Они повторяют за родителями и другими людьми вокруг. Копируют движения, манеры, привычки и прочее. В будущем они отразятся на поведении уже взрослого человека.
5. Формируется самосознание
Различные исследования показывают, что свое «Я» дети осознают примерно в 2 – 3 года. Они узнают себя в зеркале, ощущают свою тело действительно своим, к трем годам активно начинает использовать слово «Я», когда выражает желания, действия и так далее.
Так, в три года ребенок способен выражать большой спектр эмоций, указывать на базовые потребности, учится взаимодействовать с миром и вполне осознает себя как отдельную личность. На этой стадии чрезвычайно важно дарить ребенку любовь и поддержку, не забывая о закрытии физических потребностей.

Преимущества для наших студентов:

  • Актуальный опыт
    Преподаватели института — практикующие психологи.
    Это специалисты со стажем в частной практике и научной деятельности более 10 лет.
  • Понятная структура
    Курсы состоят из тематических модулей для полного погружения в материал.
    Фундамент наших образовательных программ — мощное практическое содержание.
  • Инновационный, комплексный и интегративный подход к ментальному и физическому здоровью человека
    Помимо базовых практических психологических методик, в обучающие программы включены модули по современным технологиям работы с людьми: телесная терапия, кинезиология, остеопрактика.
  • Документы гос. образца
    Институт имеет образовательную лицензию.
    При успешном прохождении курса ученики получают документы государственного образца: сертификаты, удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке, в зависимости от выбранной программы.
  • Внутренняя рассрочка от Института
    Условия уточняйте у администратора по телефону.

Дошкольный возраст (4 – 6 лет)

Период с 4 до 6 лет (примерно до школы). В этот возрастной промежуток ребенок старается быть самостоятельным. Для него важно все делать самому. Родителям не следует ограничивать свободу, нужно позволять делать как можно больше вещей самостоятельно. Если это, конечно, безопасно. Особенности:
1. Развитие когнитивных способностей
Примерно с четырех лет ребенок все больше начинает обращать внимание на окружающий мир. Активно развивается познавательный интерес, память и внимательность. В детском саду начинается подготовка к школе. Дети обучаются базовым навыкам: письму, простейшему счету, чтению и т.д.
Также, проявляются задатки творческих способностей, активно «играет» воображение. Дети практически всегда проявляются интерес к какому-то искусству: рисование, лепка из пластилина, танцы, пение и так далее. Важно поддерживать ребенка во всех начинаниях, но не заставлять заниматься тем, что ему не нравится.
2. Развитие эмоционального интеллекта
Различать и демонстрировать эмоции ребенок учится еще до четырех лет, но вот в период дошкольного возраста происходит активное их развитие. Они лучше осознают свое состояние и могут точнее интерпретировать эмоциональность и настроение окружающих людей, включая незнакомцев.
3. Определение ценностей и морали
Дети начинают понимать, «что такое хорошо, а что такое плохо». Вырабатывают основы корректного поведения в обществе, этики, основных ценностей в жизни. Ребенок принимает ту модель и те ценности, которым следуют его авторитетные близкие. Как правило, это родители или старшие дети в семье.
4. Самостоятельность во всем
В дошкольном возрасте дети очень хотят делать все самостоятельно. Начиная от одевания по утрам, заканчивая нажатием кнопки в лифте. Важно, разрешать и способствовать развитию их самостоятельности.

Младший школьный возраст (7 – 12 лет)

Возраст с 7 до 12 лет приходится на младшие и средние классы школы. В этот период происходит усиление и улучшение развития всех навыков, качеств и способностей. В первую очередь, это касается когнитивных навыков. Особенности в младший школьный возраст:
1. Развитие личности
Примерно с 7 лет ребенок начинает осознавать свои личные предпочтения и вкусы. Они понимает, какой цвет ему нравится больше других, какие занятия увлекают, а какие навевают скуку. До этого возраста ценности и интересы детей часто имеют хаотичный характер. Также, продолжает развиваться самостоятельность. Ребенок 7 – 12 лет может сам делать практически все бытовые и школьные задачи.
2. Учебный процесс
В идеале, в 7 – 12 лет ученик должен быть вовлеченным в учебу в школе или другом учебном учреждении. Развиваются когнитивные способности, усидчивость, работа по графику и так далее. Ребенок должен научиться правильно распоряжаться своим временем, чтобы успеть и поучиться, и отдохнуть за любимыми занятиями.
3. Активная социализация
Школа, в которую переходит ребенок в 6 – 7 лет – это новая, огромная социальная среда. В ней непременно развивается социализация, знакомство с новыми ребятами, общение с педагогами, старшими детьми и так далее. Как правило, в школе формируется первая крепкая дружба, основанная на общих интересах и схожести характеров.

Подростковый возраст (13 – 18 лет)

Самый известный в широких кругах возрастной период. Происходит примерно с 13 до 18 – 20 лет. Подростковый период славится своей сложностью и нестабильностью. С точки зрения возрастной психологии он является чрезвычайно важным для успешности личности в будущем. Особенности:
1. Максимальная самостоятельность и автономия
В период с 13 по 18 лет происходит переход от желания делать все самому до необходимости в сепарации, отделения от родителей. В этом возрасте люди часто предпринимают первые попытки жить самостоятельно, правда, не всегда успешные. Также, желание автономии выражается в намеренном нарушении родительских запретов. Так, подростки приходят к курению, алкоголю, запрещенным веществам и так далее.
2. Формирование личности
В подростковом возрасте люди начинают задаваться экзистенциальными вопросами, вопросами самоидентификации касательно того, кто они, для чего и в чем, вообще, смысл жизни. Часто ответами на такие вопросы становятся отдельные течения, субкультуры, компании и прочее. Это связывается еще и с потребностью самоутверждения и общения с сверстниками и людьми постарше.
3. Первостепенная важность внешнего вида
Физиологически тело в подростковый период сильно меняется. Формируются вторичные половые признаки, естественная полнота или худоба, происходит влияние бушующих гормонов. Все это выливается в сильные изменения тела, которые подростки часто не принимают. А при том, их отношение к себе сильно завязано на внешнем виде, что создает непринятие себя.
На фоне проблем с отношением к собственной внешности появляются проблемы с уверенностью и социализацией. Как следствие, замкнутость, меньшие успехи в учебе или эксперименты с внешним видом. То, как подросток адаптируется к «новому» телу, сильно влияет на его будущее состояние.

Молодость (от 19 – 21 до 35 лет)

После подросткового периода приходит не менее сложная стадия «ранней взрослости». Она характеризуется множеством вопросов относительно места в этой жизни, карьеры, самоидентификации и так далее. Вместо метафоричных представлений о жизни в подростковые годы появляются материальные ценности. Специфика молодого периода:
1. Сепарация от родителей
Она может происходить еще в подростковый период, но чаще встречается с 19 до 35 лет. Сепарация необходима для отделения взрослого человека от своих родителей, которые привыкли управлять его жизнью, влиять на нее.
2. Карьерный поиск и путь
Особое внимание в молодой период отдается выборе профессии, обучению, поиску работы и так далее. Здесь важно чувство реализованности в жизни. Также. сильно влияет желание материального достатка. Оценка личности, зачастую, идет по принципу количества достижений. Хотя часто упускается их ценность для самого человека.
3. Поиск партнера и формирование семьи
Как правило, это приходится именно на 19 – 35 лет. Люди больше становятся заинтересованными в постоянных романтических отношениях и будущей семье. Появляется опыт первого родительства. Он сильно меняет жизнь. Нередки случаи разочарования во «взрослой, родительской» жизни, которые могут привести, например, к уходу из семьи. В положительном случае, супруги учатся искать компромиссы, подстраивать друг под друга, поддерживать и принимать недостатки.

Кризис 27 – 35 лет

Это особое состояние, которому подвержены многие мужчины и женщины. Характеризуется следующим:
  • подавленное настроение;
  • ухудшение эмоционального состояния;
  • психосоматические заболевания;
  • негативные установки;
  • резкие перемены в образе жизни или поведении.
Кризис перехода во взрослость связан с разочарованиями в собственных достижениях и реальной жизни. Оптимистичные взгляды (иногда чересчур оптимистичные) сталкиваются с реальными буднями, которые оказывают совсем не такими приятными. Люди учатся мириться с настоящим, переосмысливают свою жизнь, ценности и желания. Часто происходят глобальные изменения: потеря партнера, поиск новой профессии, переезд и так далее.

Зрелость (36 – 60 лет)

В этот период первостепенными задачами становятся материальные блага. Причем не только для себя, но и для детей или других близких людей. Также, возможно продолжение кризиса «среднего возраста». Период отличается следующими особенностями:
1. Достижение стабильности
В среднем, в период с 36 по 60 лет отмечается самая высокая точка стабильности в разны сферах жизни. Люди имеют карьерные достижения, семью, часто детей или уже внуков. Максимализм, который еще мог остаться с подростковой фазы развития, сходит на «нет». Решения принимаются как можно более взвешенно. Также, заметен переход в консерватизм у людей, взрослее 40 лет, но это зависит от личных качеств.
2. Гармония в социальных отношениях
Люди 36 – 60 лет хорошо понимают свое окружение и большинство незнакомых людей в силу жизненного опыта. Они выстраивают грамотные социальные отношения. Как правило, круг социума в этот период самый широкий.
3. Продолжение или обострение кризиса среднего возраста
Обостряется состояние недовольства собственной жизни. Человек, особенно в возрасте 50 – 60 лет, сталкивается со сравнением своих «молодых» целей и реальности, которой удалось достичь. Очень часто реальность оказывается хуже, что приводит к разочарованию в себе.
Нередки случаи депрессии на этом фоне. Пик кризиса среднего возраста достигается, если мужчина или женщина кардинально меняет свою устоявшуюся жизнь: переезжает, разводится, уходит из семьи, меняет работу и так далее. Иногда люди «уходят» во вредные привычки.

Старость (старше 60-ти лет)

Старость отличается значительным ухудшением физического здоровья, которое приводит к снижению уровня довольства жизнью. Состояние человека после 60-ти лет, также, очень зависит от жизни в подростковом, молодом и взрослом периодах. Особенности этого возрастного периода:
1. Когнитивные нарушения
Память, мышление, координация в старости становятся хуже. Это естественный процесс, однако, он может ухудшаться, если человек болеет, например, Альцгеймером. В целом, люди после 60-ти лет становятся менее адаптивными к окружающему миру, они не успевают за изменениями.
2. Социальная изоляция
Как правило, в старости мужчины и женщины не работают, меньше общаются с окружающими людьми, гуляют и активно отдыхают. Это становится следствием ухудшения физического, а иногда и психического здоровья. Если еще и молодые родственники не общаются с бабушками и дедушками, это приводит к серьезному уровню одиночества.
3. Экзистенциальные вопросы
В старости практически все чаще начинают думать о смерти. Одних это мотивирует наслаждаться отведенными годами, других ужасно пугает. Некоторые серьезно «уходят» в религию, так как так легче справиться со страхом смерти. Также, в старости особенно острой становится проблемы потеря смысла жизни. Карьера завершена, дети выросли и строят уже собственные семьи, плюс чувство одиночества. Все это приводит к повышенному риску развития депрессии.

Зачем необходимо понимать и проживать каждый этап взросления?

  • Знание о детских возрастах и из особенностях – отличная помощь родителям воспитать здоровую, максимально полноценную личность.
  • Понимание молодого, взрослого и старого периода помогает понять и осознать себя в определенном возрасте, снизить уровень стресса и улучшить качество жизни.
  • Помогает лучше понять и других людей своей или иной возрастной группы.
Для глубинного осознания себя на каждом из возрастных этапов может понадобиться помощь специалиста. Практический Институт Клинической Психологии и Психосоматики предлагает пройти полезный семинар «7 возрастов женщин» для проживания каждого, особого возраста женщины.
Есть вопросы?
VK
Phone
WhatsApp