Все
Дополнительное профессиональное образование
Повышение квалификации
Тренинги, семинары, практикумы
м. Павелецкая
г. Москва, ул. Кожевнический проезд, д.3, 5 этаж
+7 (969) 777-34-19
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
Статьи
Отзывы

Типы клиентов в психологии

Психология сейчас играет важную роль в нашей жизни. И одной из ключевых проблем является работа с клиентами. Теми, кто обращаются за помощью и поддержкой.

Какие есть 2 большие группы клиентов

  • Добровольные. Те, кто сами решили обратиться за помощью к психологу. Они поняли самостоятельно, что с ними творится что-то не так. Они настроены получить помощь
  • Недобровольные. Клиенты, которых к специалисту привели родные люди. Этой категории консультация не нужна.
Основная классификация клиентов
Визитеры
Не во всех случаях клиенты, которые пришли к психологу, желают получить от этого специалиста помощь. По обыкновению у визитеров нет конкретного вопроса для решения проблемы. Эта категория тоже бывает разной. Часто встречаются ситуации, когда:
  • Клиента кто-то прислал или заставил обратиться к специалисту. Это может быть родственник или друг. Тот, кто хочет, чтобы человек изменился. Или он обязан пройти курс помощи на основании решения суда. Желания меняться у такого клиента нет. Часто этой категории характерен отсутствующий вид, закрытая поза, короткие ответы и нежелание рассказывать о себе.
  • Клиент посещает психолога из любопытства. Ему интересно увидеть, что предложит ему специалист. Поэтому определенного запроса у него тоже нет. Ему нравится процесс и разные методы практической психологии. Такие, как АРТ-терапия, эриксоновский гипноз и т.п. Подобные лица задают много вопросов, которые не относятся к сути его заявления. Они много говорят, прыгают между темами и влезают в личные границы.
  • Клиент ищет в лице специалиста — хорошего друга. Таким людям тоже не нужна психологическая помощь и какие-либо перемены. Вероятно им не хватает понимающего человека или просто поддержки. В подобном случае прием может развиваться в нескольких направлениях. Т.е. либо психологу не дадут сказать ни слова. Либо — клиент будет стараться выспрашивать моменты из жизни специалиста, влезая в его границы. Либо сделают предложение об услуге, которая специалисту не нужна. Подобные клиенты способны заплатить за прием больше, чем требуется, а после буквально названивать по ночам и навязывать общение.

Бывает, когда люди приходят к специалисту за справкой (в суд, на работу, в школу и т.п.). Этой категории клиентов помощь психолога тоже не требуется. Встречаются и лица, которым нужно просто вылить свое раздражение. И если профессиональные специалисты этого не позволяют, новички вполне могут на такое попасться и пораниться об клиента. Именно это является одной из причин, почему на протяжении всего становления специалиста-психолога и ведения частной практики, даже будучи профессионалом своего дела, важно посещать личную терапию и супервизию.

Как действовать с визитерами
Один из вариантов — постараться в процессе разговора выявить личный запрос или заинтересованность. А после установить к себе доверие и сделать из визитера клиента, которому нужны ваши услуги. Или же с таким типом можно только попрощаться и не допускать никаких дружеских приемов. Психологу следует держать свои границы и заботиться о себе.
Жалобщики
Есть категория клиентов, которым важно излить все, что происходит на душе, пожаловаться, выговориться и т.п. В частности, найти того, кто их выслушает. Т.к. до визита к психологу у такого человека были друзья, родственники и соседи, которые больше не желают его выслушивать.

Жалобщикам не нужна работа над проблемой. Им и не хочется ничего менять в своей жизни. Единственная цель такого клиента — высказаться и найти причину всех его несчастий. У него всегда и во всем виноваты другие. А он — просто жертва. И для психолога, который привык представлять помощь, достаточно сложно в работе с таким типом клиентов. Чаще всего такие клиенты достаточно быстро прекращают работу с психологом. Т.е. психологу, нацеленному на результат, такой клиент не подходит.

Как быть с жалобщиками
Если Вам сложно выдерживать таких клиентов, рекомендуйте им своих коллег, которые, как вам кажется, справятся, и получится эффективная работа. Также таких клиентов можно посылать к психоаналитикам. Еще существуют психологи, которые просто выслушивают часами только за оплату. Для таких подобный клиент будет просто идеальным.
Как вариант, можно постараться вернуть жалобщику ответственность за его поступки. А если он этого не желает, то можно признать себя бессильным в работе с таким клиентом и предложить ему контакты коллег для дальнейшего решения его ситуации.
Терапевтоманы или "ходоки"

Клиентам этой категории важен процесс психологической практики, а не ее эффект. Ходоки посещают специалиста просто из удовольствия. Они также ходят на тренинги и семинары. Однако, работать над собой не желают вовсе. Т.к. им характерно самомнение, что они постоянно совершенствуются.

Столь бесконечные визиты к психологам и их тренингам часто являются прикрытием для ходоков от разрешения настоящих проблем.

С одной стороны, подобные клиенты не пропускают сеансы и вроде бы к чему-то стремятся, а с другой — они не прорабатывают проблемы и не выполняют домашние задания. А если психолог спрашивает о результатах или что-то такому представителю не понравилось еще — он быстро и с легкостью его поменяет.
Как поступать с Ходоками?
Постараться добраться до сути. Т.е. до истинных проблем такого клиента. Понять, что им движет на самом деле. И часто задавать ему вопрос: “Для чего это нужно?”

Терапевтоед или "крепкий орешек"
Такие клиенты по-обыкновению приходят к психологу с фразой: “Я посетил несколько специалистов и никто не смог помочь. Теперь вся моя надежда на вас”. Т.е. он поменял 5-10 психологов и ни один его не устроил. И очередной специалист рискует пополнить его список тех, кто не помог.

Если рассматривать причины такого поведения, это может быть:
  • Подсознательное желание повысить чувство собственной важности и доказать значимость. Т.к. нет еще психолога, который сумел справиться с его проблемой.
  • Способ выяснить отношения со значимым человеком из детских лет и сделать это в лице психолога. Это если рассматривать ситуацию совсем глубоко.
  • Стремление показать своим родным и друзьям, что он работает над собой. И хочет решить проблему, но никто не в силах ему помочь. Что он потратил много денег и все безрезультатно.
Что делать с крепким орешком?
Задайте такому клиенту следующие вопросы: “Посещали ли вы ранее психологов?”, “Сколько специалистов сменили?”, “Каков был результат?”, “Почему выбрали именно меня?”
На предварительной консультации всегда можно выявить какие у клиента запросы, как он решал проблему и как были завершены предыдущие сессии.

С крепким орешком важно начинать работать не с его запроса. А с его предыдущих попыток взаимодействия со специалистами. С какими вопросами обращался, каков оказался результат, какие домашние задания выполнял, и почему по его мнению не было результата (в чем здесь вина самого клиента). В процессе такого диалога вероятно выявятся важные для него моменты.
Терапевтоеды и теропевтоманы схожи. Оба этих типа любят посещать психологов. Однако, если второй приятен и просто любит посещать специалиста, первый — требует особого подхода к своей ситуации. И совместно с этим он способен обесценить работу и обвинить во всем психолога. В частности, что его помощь оказалась безрезультатная. И вероятно — крепкий орешек попросит вернуть деньги.
Если распознать терапевтоеда еще на первой встрече, т.е. когда вы узнали о его походах к другим специалистам, можете предложить ему домашнее задание и принести отчет о проделанной работе.
Или вы можете услышать от него: “Вы как и другие специалисты не способны мне помочь”. По обыкновению крепкий орешек больше не заявляется.
А если клиент все же выполнил домашнее задание и пришел второй раз, вероятно это “покупатель”.
Покупатели
Клиенты этой категории желают вложиться в себя. Они часто покупают психологические услуги и оплачивают работу в полной мере. И обращаются к специалисту с четким и ясным запросом. Знают к чему стремиться и что нужно поменять.

Такие клиенты готовы к жизненным переменам и идут за этим к психологу. Лица этой категории знают баланс между “брать” и “отдавать” и готовы платить. С ними очень приятно работать. А помощь приносит эффект и удовлетворение как для клиента, так и психолога. Такой тип готов брать ответственность за себя и все что с ним происходит. И он — лучший из всех.
Смешанный тип
Случается, что клиенты бывают смешанных типов. Однако, один из них наверняка в преобладает в личности.
Как поступать?
Выявить, какой типаж доминирует и действовать в следующих рамках:
  • Если в клиенте доминирует визитор — важно сделать акцент на его запросе и помочь выявить что ему нужно.
  • Когда перед вами человек, который жалуется — необходимо ненавязчиво повернуть направление его внимания на него самого и не искать виновных в его ситуации.
  • Работа с терапевтоманом требует четкой постановки целей и их достижения.
  • Терапевтоеда лучше обходить стороной (если конечно вам, как специалисту нет желания прокачать какое-то свое качество при взаимодействии с ним).
  • С покупателем можно и нужно приступать к работе.

Преимущества для наших студентов:

  • Актуальный опыт
    Преподаватели института — практикующие психологи.
    Это специалисты со стажем в частной практике и научной деятельности более 10 лет.
  • Понятная структура
    Курсы состоят из тематических модулей для полного погружения в материал.
    Фундамент наших образовательных программ — мощное практическое содержание.
  • Инновационный, комплексный и интегративный подход к ментальному и физическому здоровью человека
    Помимо базовых практических психологических методик, в обучающие программы включены модули по современным технологиям работы с людьми: телесная терапия, кинезиология, остеопрактика.
  • Документы гос. образца
    Институт имеет образовательную лицензию.
    При успешном прохождении курса ученики получают документы государственного образца: сертификаты, удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке, в зависимости от выбранной программы.
  • Внутренняя рассрочка от Института
    Условия уточняйте у администратора по телефону.
Виды клиентов по характеру запроса
  • Уверенный. Подобный тип имеет собственное мнение и обладает пониманием ситуации. От психолога ожидает всего-лишь одобрения и поддержки. Так, чтобы его правильное мнение подтвердили. Этого клиента можно ненавязчиво направить при помощи наводящих вопросов. Или предложений, которые помогут решить проблему.
  • Неуверенный. Такой клиент вечно сомневается и никак не решится на перемены. Он долго размышляет и путается в своих желаниях. Специалиста он посещает чтобы передать ответственность за происходящее в другие руки. Неуверенный тайно надеется, что психолог решит все проблемы вместо него. С таким типом важно проявить категоричность и воодушевить его том, что у него все получиться.
  • Недоверчивый всезнайка. Это клиент, который думает что все понимает и часто противоречит самому себе. У него по-обыкновению сложный характер, при котором ему тяжело отыскать супруга. С этим он и приходит к психологу. При работе с таким клиентом важно закрывать глаза на его темперамент и максимально смягчать общение.
Клиент, которому важно, чтобы выслушали и помогли. Часто это одинокие, но добрые люди с ранимой душой. Им необходимы сочувствие, понимание и поддержка.
Типы клиентов по характеру восприятия
  • Рационалист. Этот человек, который желает все знать (как о себе, так и об окружающих). Он ищет логику во всем. Также его интересуют причинно-следственные связи. Однако, совместно с этим такой тип часто игнорирует эмоциональные факторы. Т.к. они не вписываются в его рациональное и прагматичное мышление. Вследствии этого, клиент способен не брать в учет важные моменты, которые касаются его состояния. В процессе работы с ним важно подкреплять свои предложения исследованиями и доказательной практикой.
  • Эмоционально-утонченный. Т.е. клиент, который полагается на свою интуицию и имеет образное мышление. Совместно с этим ему тяжело находить причины проблемы и он часто не понимает рациональные мысли. Такой тип сильно связан с бессознательным и сферой чувств. Он оценивает предложения специалиста на основе своих внутренних восприятий и ощущений. Поэтому для работы с ним важно применять специальные методики. К примеру, ассоциации, проективные тесты, метафорические карты и т.п. Т.е. все, что связано с образами.
Как пол влияет на типаж клиента
Сначала специалист проводит беседу с клиентом. После он предоставляет ему специальный контейнер с песком и набор формочек. И предлагает воссоздать композицию, которая является символом его внутреннего состояния (или проблемы). Также психолог просит клиента дать волю фантазии и соорудить то, что требует его душа.
Результат такого сеанса предполагает обсуждение получившегося произведения. Психолог помогает клиенту понять почему применены именно эти образы. Что скрывается под определенными фигурами. Как полученная композиция из песка связана с его жизненной ситуацией. И что он желает в ней поменять.
Часто достичь хороших результатов возможно уже на первом сеансе. Практика с песком помогает клиентам понять себя, пересмотреть свое отношения к ситуации или другому человеку. Прочувствовать внутренний конфликт. Объяснить свои переживания и ощутить определенность.
А когда проблема ясна — клиент уже знает как найти для нее пути решения и понимает в каком направлении нужно работать.
Пять ролей психолога
В зависимости от типа клиента, психологу важно подобрать методы и стратегии работы с каждым конкретным клиентом, исходя из его личностной организации. Это хорошо получается у профессионалов. Из стратегий можно выделить:
  • Слушатель. Специалист, который способен в процессе беседы сделать так, что клиент почувствует облегчение и сможет даже сам справиться с проблемой.
  • Консультант - эксперт. Психолог, который всегда выслушает и поддержит. В частности, даст разного рода рекомендации что можно пробовать делать в связи с ситуацией клиента.
  • Зеркало. Такой специалист предоставляет возможность увидеть ситуацию со стороны зрителя. Он помогает клиенту понять его настоящую роль в происходящем. При работе с ним клиент успокаивается и становится готов справиться с проблемой (или принять важное решение).
  • Катализатор. Этот тип психолога вызывает у клиента желание двигаться вперед и достигать своих целей. А также разбираться в ситуации и получать мотивацию для изменений к лучшему.

Психологу важно понимать, что он обязан и учиться работать с разными категориями людей. В т.ч. с разными клиентскими запросами. Находить индивидуальный подход. А предложенные выше типы — лишь ориентировки и подсказки, и каждый в своей практике может встретить еще десятки других типов личностной организации - мы описали самые яркие. Понимание личностных особенностей клиента способствует выстраиванию отношений с клиентами и грамотной, плодотворной работы с ними. А для того, чтобы лучше ориентироваться в разности ваших потенциальных клиентов, рекомендуем приступать к активной практике, параллельно обязательно проходить супервизию у старших коллег. Читать профессиональную литературу и обмениваться опытом в сообществе коллег.

Есть вопросы?
WhatsAppVkontaktePhone